Не переспрашивал какого. Плющенко опять собрал полный зал не просто болельщиков, а энтузиастов, разбирающихся в фигурном катании. Старейшая, наверно, журналистка на этой Олимпиаде Сандра Стивенсон, которой я помню уже взрослой дамой еще по чемпионату Европы в Ленинграде, проходившего в семидесятых, прямо называет "появление Евгения на льду" подарком всем, хоть немного понимающим в нашем виде спорта". Сандра, приезжавшая в Сочи на финал Гран-при в 2012-м признается: "Сегодня Дворец превосходит все ожидания. Не думала, что вы устроите такие грандиозные Олимпийские игры. За одно это надо давать награды".
Но олимпийские награды за это не даются. Их надо вырывать, выгрызать. Что и старается сделать наш единственный участник в мужском одиночном катании. Нелегко пишутся высокие слова. Однако выйти и выступить после победы в командном первенстве, где Евгений был вторым в короткой и первым в произвольной, - уже подвиг. Возможно, не только спортивный.
У нас выросло немало олимпийских чемпионов - Петренко, Урманов, Кулик, Ягудин, тот же Плющенко. Но истоки, мы о них не забываем или не должны забыть, тянутся из того же Петербурга. Русский дворянин Николай Панин-Коломенкин, выступавший под псевдонимом, ибо царь запрещал приближенным своим участвовать в соревнованиях, выиграл в 1908 году на Олимпиаде в Лондоне первую для России золотую медаль. Николаю Александровичу было в ту пору уже почти 36 лет.
Другая эпоха, иные фигуры с высочайшей скоростью выступают сегодня на льду. Но все же пример - настоящий мужчина может найти в себе силы бороться за победу. Плющенко, который недавно перенес тяжелейшую операцию на позвоночнике, нашел, подав пример другим. Встать на ноги после тяжелой болезни и начал вкалывать. У Жени, ему 31, есть чему поучиться и людям постарше. Главный урок - не отчаиваться.
Знаете, кто первым из всех тридцати участников появился у бортика за час до старта? Правильно, Плющенко. Это его манера. Так бывало везде и всегда. Стоя у угла коробки катка, он осматривает ледовое поле: не должно быть никаких сюрпризов. Не стесняется спросить, сколько раз и после каких разминочных групп будут чистить лед. Иногда Женя спрашивает, нельзя ли выпустить еще разок уборочную машину. Таковы они, настоящие профессионалы.
И хотя последняя тренировка не принесла особой радости, не все удалось, задания профессора Мишина были выполнены. Во время выигранной командной произвольной, как уже сообщала "РГ", фигурист почувствовал будто, что-то хрустнуло. Не развиваю эту тему, возможно, рецидив травмы. Но, помните, надо выходить, стараться. И Плющенко вышел седьмым.
До него катался под "Ромео и Джульетту" необычный гость - филиппинец Майкл Кристиан Мартинес стал первым фигуристом этой страны на зимних Олимпийских играх. Он решил покататься на публичном катке при крупном универсаме в поздние для фигурного катания девять лет. Но почему-то у него все получалось. На Мартинеса обратили внимание, отыскади деньги и, несмотря на экзотическую для фигурного катания страну, спортсмен 1996 года рождения сегодня занимается на льду всерьез. Живет между Манилой и Калифорнией. Был пятым на чемпионате мира среди юниоров. Приезжал на турниры в Таллин и Ригу. Отобрался в квалификации на Олимпиаду в Сочи четвертым номером. Нес флаг Филиппин на церемонии открытия. А триумвират его тренеров составляют наш знаменитый Виктор Кудрявцев, олимпийский чемпион Илья Кулик из России, живущий сейчас в США и великий американец Иан Никс, перебравшийся хорошо за восьмой десяток. Это я к тому, что если за что-то серьезно, то дело сдвинется. Выводил его Виктор Николаевич Кудрявцев. Конечно, 64.81 балла - не Бог весть что, но филиппинец же.
К началу выступления Плющенко зал, как всегда, заполнился. Особенно впечатляла трибуна, забитая фотографами. Не камеры, а пушки, и у всех соблазн снять получше, со вспышкой, что категорически запрещено. И все нацелено на Женю.
Публика устроила овацию еще до разминки. Экс-солист Большого театра Гедиминус Таранда лупил в барабан, словно ударник из ночного джаза. Скандиование "Рос-си-я, Рос-си-я!" были наверняка слышны в близлежащих спортсооружениях "Олимпийского парка". Такой народной любовью надо дорожить. Но ее надо и пережить, спокойно восприняв ор "Женя, мы с тобой!".
Алексей Мишин, хореограф Давид Авдыш и врач, о чем-то постоянно говоривший с Женей, выехал на лед. Сделал круг. И вдруг объявление: "Евгений Плющенко не сможет принять участие из-за травмы"
Что же произошло? Вот объяснение Евгения Плющенко: "Я неудачно провел утреннюю разминку. Спина и так болела, но когда я упал, стало еще хуже. Иногда я чувствовал - правая нога буквально отнимается. Но я хотел бороться, кататься. Пошел к врачу, ведь такие боли уже бывали, я их терпел. Наглотался таблеток. Чуть заглушились мои страдания. Мы решили, что надо кататься. И я вышел на разминку. И тут началось. Я сделал ритбергер и вроде бы подумал, что все пройдет. Но когда пошел на разминке на тройной аксель, то приземлился неудачно. Боль пронзила. Знаете, будто по телу - острым ножом. И спина как отнялась. Жуткая боль в ноге. Я решил повторить прыжок. Ведь разминка - это очень серьезно. Пошел на аксель и только усугубил боль. Она нетерпимая, прямо хоть беги к врачу. Я подъехал к Мишину, к моему доктору. Они советовали не кататься. Но я мечтал об этой Олимпиаде, я не хотел подводить тех, кто в меня верил. И я выехал. Прозвучала моя фамилия. Я попытался кататься, но не мог. Сейчас будем срочно решать, что делать. Наверно, лучше всего сделать побыстрее снимок спины и срочно отправляться в Израиль к доктору, который в последний раз меня оперировал, вставил диск и четыре шурупа. Или, может, в Москву? Еще не знаю.
Видимо, любительский спорт для меня закончился, наверное, так. Хотел биться за медаль, ведь в команде это удалось. Но Господь распорядился таким образом. С этой болью я сейчас еле стою перед Вами. Что дальше? Посмотрим, столько планов. У меня к вам просьба, некоторые люди думают, что мы все это давно задумали: взять "золото" в команде и сняться. Но это - ложь! Проклятая боль, все она спутала. И с ней какое кататься, ходить трудно. Может, еще два - три дня, и она прошла бы. Хотя, вряд ли Я все сделал для сборной, для страны. Для тех, кто в меня верил. Что делать, если на этот раз боль оказалась сильнее. Буду с ней бороться. И спасибо всем, кто верит в меня. Простите, но сейчас сделать было нельзя ничего".
Главными претендентами на победу Евгений Плющенко назвал канадца Чана, испанца Фернадеса, японца Ханью.