Почему в России начали закрывать автошколы
Нехватка подзаконных актов привела к тому, что найден идеальный способ борьбы с пробками на дорогах путем сокращения водителей на дорогах. На сегодня в стране насчитывается более 8 тысяч автошкол. Ежегодно права получает порядка 2,5 миллионов человек. Возрастающая активность региональных органов обрнадзора по проверке этих учебных заведений способна сократить эту армию до нуля.
Вот свежие примеры. По решению Ухтинского городского суда в Коми судебные приставы приостановили деятельность "Автошкола 11 регион" сроком на 45 суток. Основанием для вынесения судом соответствующего наказания стало невыполнение автошколой предписания по устранению выявленных в ходе проверки нарушений. Среди основных нарушений - отсутствие согласованных с ГИБДД программ подготовки водителей и отсутствие заключения ГИБДД о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям. Судебные приставы вручили директору школы постановление о возбуждении исполнительного производства и разъяснили о последствиях неисполнения решения суда, в том числе о привлечении к административной и уголовной ответственности по статье 315 УК РФ за злостное неисполнение решения суда.
Напомним, что 1 сентября вступили в силу поправки в закон об образовании, а 5 ноября - в закон о безопасности дорожного движения. Оба этих закона кардинально изменили подход к подготовке водителей. Однако оба они нуждаются в подзаконных актах, которые должно утвердить либо правительство, либо министерства. К сожалению, на сегодняшний момент эти подзаконные акты есть только в виде проектов. И прохождение этих проектов неоправданно затягивается, что наносит ущерб, как подготовке водителей, так и безопасности дорожного движения в целом.
Между тем 7 ноября вступили в силу лицензионные требования к образовательным учреждениям. В них, в частности, прописаны и требования к автошколам. Они при лицензировании должны иметь программы подготовки водителей и акт из ГИБДД о соответствии материально-учебной базы этим программам. Но вот в чем проблема. Программы эти автошколы должны разработать на основании примерных программ, утвержденных министерством образования. Эти программы - а их ни много ни мало, а 16 штук, плюс еще и подпрограммы - были разработаны в спешном порядке в сжатые сроки с ноября по декабрь. Они прошли все согласования и с конца декабря лежат в минюсте в ожидании регистрации. Без этих программ ГИБДД даже не представляет, какой такой акт нужно выписывать. Будут программы, появятся и требования по проверке автошкол, а также форма акта. Поэтому пока ГИБДД этих документов ни одной автошколе не выдает.
Однако все это не мешает местным лицензионным органам выявлять грубые нарушения в лицензировании автошкол. Кузбассобрнадзор в декабре 2013 года провел проверки автошкол и выписал протокол за отсутствие согласованных с ГИБДД учебных программ. Автошколы представили подтверждение того, что сразу после выхода нового положения о лицензировании отправили в ГИБДД на согласование программы по всем категориям, однако из ГИБДД получили письмо с отказом проводить обследование учебно-материальной базы и согласовывать эти программы до тех пор, пока законодательно не будут утверждены новые программы подготовки водителей транспортных средств. Несмотря на это, Кузбассобрнадзор передал дело в суд, который оштрафовал за это грубое нарушение лицензионных требований автошколу на 100 тысяч рублей.
Итак, ситуация вокруг подготовки водителей обострилась до предела. Законом о безопасности дорожного движения введены подкатегории, возможность обучаться на автомобиле с коробкой-автоматом, а также требования на управление мопедом только с правами. Но воспользоваться всем этим после вступления в силу закона никто не может, потому что до сих пор нет необходимых нормативных актов, на основании которых школы могли бы хотя бы получить лицензии. Более того, теперь выясняется, что автошколы не могут обучать и по-старому, потому что они грубо нарушают лицензионные требования, которые невозможно исполнить из-за того, что нормативные акты пока еще не зарегистрированы.
Проблема еще и в том, что в соответствии с исправленным законом о безопасности дорожного движения, сдать экзамен на права человек может, только после обучения в лицензированном учебном заведении. Самоподготовка или экстернат ушли в прошлое. В итоге получается, что сейчас ни одна автошкола не имеет права готовить водителей. Соответственно ни один человек не имеет права обучиться на права. Уже не говоря о том, чтобы сдать экзамен в ГИБДД. Так что сейчас реально сложилась ситуация, когда ни в чем не повинные люди попросту не смогут реализовать свое право на управление автомобилем, мопедом или мотоциклом. А весна уже на носу.