Андрей Воробьев: Активная фаза строительства ЦКАД начнется к лету
Но не зря же "РГ", печатая анонсы о предстоящей встрече с очередным гостем, предлагает читателям задавать и свои вопросы. Так в ходе разговора с губернатором Московской области Андреем Воробьевым на первый план вышло все то, что реально волнует жителей Подмосковья. О чем же спрашивали в своих письмах читатели?
О стройках
Андрей Юрьевич, вопрос от жителей городского поселения Большие Вяземы Одинцовского района: почему продолжают строиться дома-свечки без объектов соцкультбыта? Уже построены два небоскреба, рядом закладывается еще целый микрорайон. А школа и так работает в две смены, садиков нет...
Андрей Воробьев: В прошлом году область вновь стала лидером в стране по строительству жилья, введя в строй 6,9 млн квадратных метров недвижимости. И можем развиваться дальше, на областное жилье есть устойчивый спрос. К сожалению, до недавнего времени существовала такая практика, когда высотные дома строятся, а социальной инфраструктуры рядом нет. Я об этом повторяю в каждом интервью, но вопрос актуальности не теряет, хотя мы уже многое сделали, чтобы изменить ситуацию. Разработали правила строительной "игры", которые донесли до застройщиков, и поставили задачу придерживаться их. По вторникам теперь проходят открытые заседания градостроительного совета, на которых инвесторы в присутствии членов правительства, глав муниципалитетов, представителей правоохранительных органов защищают свои проекты. Рассматриваются только предложения строительных компаний, зарегистрированных в Московской области. Причем проекты, где нет необходимого количества парковок, детских садов, поликлиник, парков и тротуаров, даже не обсуждаются. Бывают тяжелые случаи, как, например, в Королеве, где инвестор и рад был бы построить детсад, но оказалось, что в городе элементарно не осталось свободных площадок - все либо уже застроены, либо имеют разрешения на строительство. Но в большинстве новых проектов вся необходимая социальная инфраструктура предусмотрена.
- А с Королевом-то что? Остался без садика?
Андрей Воробьев: Нашли место на окраине городского сквера. Пришлось договариваться с местными пенсионерками: они сначала были против посягательств власти на их любимое место прогулок.
Есть еще один нюанс. Подмосковье лидирует не только в строительстве многоквартирного жилья. Индивидуального коттеджного строительства у нас тоже много. Оцените масштаб: в Талдомском районе, например, проживает порядка 50 тысяч человек местного населения и еще 180 тысяч - дачников из Москвы, многие сдают квартиры в столице и живут в Талдоме круглогодично. И всех надо обеспечить уличным освещением, дорогами, магазинами, пожарными депо, амбулаториями, детсадами и школами. С кого в данном случае градсовету все это требовать? Это индивидуальное жилищное строительство, застройщика нет, не говорить же жителям: вы сначала детсад постройте, а потом мы дадим разрешение на коттеджи...
- А кто по закону должен строить все перечисленное в коттеджных поселках?
Андрей Воробьев: По закону - муниципалитет. И мы заставляем их действовать именно по закону. Но если муниципальная власть прежде 15 лет выдавала разрешения только на строительство жилья, наивно думать, что за год она восполнит все пробелы по инфраструктуре.
О дачах и дачниках
Раз уж заговорили о дачниках, еще один вопрос из Дмитровского района: в Подмосковье, по разным подсчетам, на лето переезжают от двух до пяти миллионов дачников. Будет ли принята региональная программа по развитию садоводческих товариществ, как это сделано в других субъектах страны?
Андрей Воробьев: Мы обязательно поинтересуемся, что есть на эту тему в других субъектах страны. Но сразу скажу: в Подмосковье особая культура дач. Вот я родом из Сибири, там дача - приусадебный участок с домиком, в котором люди бывают исключительно в летние месяцы. А на зиму его консервируют. В Московской же области, как я уже говорил, многие живут на даче постоянно. По сути это полноценный населенный пункт. И мы должны быть реалистами - его развитие стоит денег, и немалых. Мы, например, за год серьезно переформатировали работу Мособлгаза, он становится все более открытой структурой. В программу газификации с каждым годом включаем все больше населенных пунктов - в прошлом году газифицировали 50, в этом ставим задачу обеспечить газом не меньше 60. Сейчас в программу просятся дачные товарищества. Не города, не поселки, не деревни, а дачные хозяйства. Вот приезжаю в Шатурский район, в дачное товарищество. Выходят жители, все из Москвы и прилегающих городов - Химок, Подольска. Просят: проведите нам газ, мы и на зиму тут останемся. Хорошо, говорю, а дети ваши в какую школу будут ходить? А вон, отвечают, в деревне есть школа. Но этой школе придется тогда работать в три смены! Вы же сами меня жалобами забросаете, почему дети учатся по ночам. Наверное, дачники правы, пришло время законодательно урегулировать вопросы развития садоводческих товариществ. Тема серьезная, надо тщательно все ее нюансы продумать.
Правда ли, что с этого года жители могут подключиться к газу за 50 тысяч рублей, как недавно заявил областной министр энергетики?
Андрей Воробьев: Если населенный пункт газифицирован - а Мособлгаз теперь доводит трубу не просто до границы поселения, но и делает поуличную разводку, - да, стоимость подключения составляет от 50 до 150 тысяч рублей.
О медицине
Пишут из города Щелково: у нас нет врачей! В поликлинике N 2 из 22 специалистов принимают 7. Нет современного оборудования для обследования, устаревшее УЗИ, нет томографа. Когда в городе появится нормальная медицина?
Андрей Воробьев: В Щелково модернизация еще не пришла, там по-прежнему конец ХХ века, 90-е годы. И не только в Щелково, в Павловском Посаде я в поликлинику впервые зашел - испугался, там зданию по документам 100 лет, а по виду все 200. Мы понимаем, что здравоохранение в области еще на достаточно низком уровне, поэтому на модернизацию направили значительные деньги. Скажем, в Мытищах уже открылся современный диагностический центр, где есть все необходимое оборудование, а в хорошие центры и врачи идут работать с удовольствием. В Щелково этой весной заложим первый в области перинатальный центр с ультрасовременным диагностическим отделением. Будут в нем и УЗИ, и томограф, и многое другое. Хотим построить три таких центра - кроме Щелково еще в Коломне и Наро-Фоминске. Плюс в этом году начнем строить и три роддома в Сергиевом Посаде, Раменском и Ступино. Все шесть объектов введем в строй в 2016 году. Через два года я вам скажу: приезжайте на экскурсию, посмотрите медицинские центры, равным которых в округе нет.
Эти шесть объектов решат проблему девяти с лишним тысяч женщин, которые пока уезжают рожать в Москву, потому что там условия лучше?
Андрей Воробьев: Думаю, да. К тому же мы планируем открыть во всех крупных городах области современные диагностические отделения, чтобы жители, к примеру, Химок не возили больных детей в Мытищи, как происходит сейчас. Или в Москву, как происходило, пока в Мытищах диагностический центр не открыли.
О детсадах
Жительница Истринского района сетует: вожу ребенка в детский сад на расстоянии часа от дома. Ощущение, что детсадов в Подмосковье не хватает все больше и больше.
Андрей Воробьев: Детских садов не хватает все меньше и меньше, к нашему счастью. Потому что денег мы на это тратим все больше и больше. 100 садиков построили в прошлом году. И по сто с лишним введем в этом и следующем. И нужно понимать, что после строительства сада затраты на него не кончаются - нужно садик еще и содержать, отапливать, платить зарплату воспитателям, логопедам... Порядка 5 миллиардов рублей дополнительно ложатся на областной бюджет.
Сколько детей ожидают в очереди места в садик?
Андрей Воробьев: На начало 2014 года было около 40 тысяч детей от 3 до 7 лет. Самая большая очередь в стране. Так получается - у нас в Подмосковье все самое большое. Но к концу 2015-го надеемся от очереди избавиться.
А потребность в яслях есть?
Андрей Воробьев: Она в любом регионе есть. Но что касается ясельных групп, признаюсь честно - открывать их мы пока не готовы. Стараемся обеспечить дошкольным образованием тех деток, которым через два-три года уже идти в школу. Это приоритет - и наш, и обозначенный президентом страны. Ясельные группы в области есть, их мало, но тем, кому остро необходимо, места предоставляем. Ситуации ведь бывают разные, допустим, осталась вдовой женщина с малышом на руках или матери-одиночке необходимо на работу выйти... Но массово строить ясли пока не на что.
О скорости
Жители Балашихи интересуются, началось ли уже строительство скоростного трамвая до метро "Шоссе Энтузиастов"?
Андрей Воробьев: Почему только жители Балашихи? В этом проекте, который мы реализуем совместно с Москвой, есть еще Химки и Одинцово. И во всех трех случаях предполагается внебюджетное финансирование, за счет инвесторов, которые возводят в этих городах жилье. Им это выгодно - проложить трамвайную ветку до ближайшей станции метро, тогда и квартиры в новостройках будут стоить дороже. На какой стадии находится проект? Пока ведется подготовительная работа, проектирование. Чтобы где-то уже сваи вбивали - такого нет. Но я готов проинформировать вас, когда строительство начнется.
Андрей Юрьевич, а почему это решается так долго? Коммерческое жилье от фундамента до крыши вырастает за несколько месяцев, а дороги только проектируют годами...
Андрей Воробьев: Если вы сможете нарисовать дорогу по прямой от А до Б, не задев при этом существующую застройку, не нарушив права собственников, не зайдя в охранную зону и так далее - я буду вам благодарен. Но ведь не сможете. Много времени уходит на согласования, экспертизы, поиск устраивающих всех вариантов.
Еще один вопрос из Щелково: когда будет построен дублер Щелковского шоссе?
Андрей Воробьев: Щелковское шоссе - тяжелая трасса, которой, кстати, пользуется огромное количество дачников. В этом году мы успеем "расшить" на ней лишь одно узкое место - пустим эстакаду в районе Звездного, где люди на железнодорожном переезде стоят по два часа в ожидании открытого шлагбаума. К завершению дачного сезона успеем построить. Кроме того, уже готов проект строительства участка 19,5 км дублера. Четыре км из них проходят по окраине национального парка "Лосиный остров". Понимая важность дублера для удобства большого количества жителей, мы поддерживаем этот проект, параллельно подыскиваем территории, где можно было бы компенсировать те посадки, которые пострадают из-за строительства дороги.
А не заходя в "Лосиный остров" нельзя было спроектировать дорогу?
Андрей Воробьев: Не заходя - это значит, жители получат ее далеко не через три года и за другие деньги. Если вообще получат. Везде есть целесообразность, которая в данном случае позволяет проекту быть реализованным в трехлетней перспективе и с минимальным ущербом для экологии.
А ЦКАД уже строится?
Андрей Воробьев: Там сейчас завершается подготовка территории. Выкуп земель, прокладка будущих просек. Идут конкурсные процедуры, последний лот будет разыгран в апреле, и после этого - думаю, к началу лета - начнется активная фаза строительства. Первые участки должны быть сданы в эксплуатацию в 2017-2018 годах.
О спорте
Андрей Юрьевич, помните, как в советское время традиционно завершались выпуски новостей: в заключение - о спорте. На завершившейся в Сочи Олимпиаде подмосковные спортсмены завоевали 12 медалей - четыре "золота", четыре "серебра" и четыре "бронзы". Это более трети общих наград российской сборной. Область как-то отметит достижения своих призеров и чемпионов?
Андрей Воробьев: Думаю, каждый регион найдет возможность дополнительно поддержать своих олимпийцев, и это будет справедливо. И раз Подмосковье - лидер по строительству жилья, мы решили подарить нашим победителям квартиры. Всем, независимо от того, медали какого достоинства они завоевали. И в тех городах, где они живут и тренируются, - в Коломне, Клину, Дмитрове, Красногорске.
Перед началом Олимпиады вы предложили присвоить имена чемпионов новым подмосковным спортивным объектам. Ждать ли в ближайшем будущем появления спорткомлекса имени Альберта Демченко в Дмитрове или Владимира Григорьева в Клину?
Андрей Воробьев: Ждите. С олимпийцами мы, правда, эту идею еще не согласовали, но, думаю, они не будут возражать. Наши дети должны знать историю олимпийских подвигов, ведь все чемпионы когда-то вышли из массового спорта. Тем более что у нас намечена большая программа строительства спортивных объектов, за два года возведем 50 комплексов стоимостью под 200 миллионов рублей каждый, которые будут доступны для массовых занятий спортом.