Калининградские власти утвердили тарифы на эвакуацию машин
Как работают региональные законы об эвакуации машин
Два года простоя
Калининградская областная служба по тарифам утвердила стоимость принудительной эвакуации автомобилей. Выкуп четырехколесного "арестанта" обойдется его владельцу в 2090 рублей. В эту сумму входят погрузочно-разгрузочные работы и перемещение железного "нарушителя" на штрафстоянку. Первые сутки машина будет дожидаться своего хозяина бесплатно, а на вторые сутки включается счетчик - от 25 до 150 рублей за час простоя в зависимости от категории, габаритов и грузоподъемности транспорта.
Правда, точную дату, когда начнут работать эвакуаторы в "машиноемком" Калининграде, в городской администрации по-прежнему затрудняются назвать. При том что региональный нормативный акт "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" был принят областной думой ровно год назад, а соответствующий федеральный закон вступил в силу 1 июля 2012 года.
- Мы и так сильно опоздали по сравнению с другими регионами СЗФО, потратив много времени на публичные обсуждения законопроекта: провели четыре круглых стола, получили невероятное количество экспертных заключений. А когда закон приняли, оказалось, что он никому не нужен, - посетовал корреспонденту "РГ" председатель комитета по экономике и развитию инфраструктуры облдумы Александр Кузнецов.
Включенная депутатами в закон поправка о бесплатном пребывании на штрафстоянке автомобиля в первые сутки охладила пыл желающих подзаработать. Эвакуатор был интересен всем как объект бизнеса. Это единственная причина, по которой, как считают думцы, в течение двух лет проблема в регионе буксует. Как заметил Кузнецов, администрация Калининграда под разными предлогами снимала с себя обязанность обеспечить порядок на улицах. Все ей что-то мешало: то отсутствие закона, то несовершенство принятого. Хотя приморскому Зеленоградску, к примеру, ничто не помешало запустить эвакуаторы. В Калининграде это обещали сделать, начиная с июня 2013 года. Потом перенесли срок на январь 2014 года. Наступил март, но столица Янтарного края продолжает напоминать большой караван-сарай, где водители используют для стоянок своих авто дороги, "съедая" целые полосы движения, тротуары, устраивают стойбища во дворах и вблизи присутственных мест.
Кстати, в конкурсе на оказание услуг по принудительной эвакуации авто пожелала участвовать только одна компания. Она и запросила за свою работу по максимуму. Хорошо, что областная служба по регулированию цен и тарифов умерила эти запросы, но все равно расценки, по признанию автомобилистов, высоки. Не наступят ли калининградцы на вологодские "грабли"?
Чрезмерное наказание
В Вологде в 2012 году действовали тарифы, самые высокие не только в СЗФО, но и в целом по стране. Плата за час пребывания машины в "автоотстойнике" составляла 565 рублей (13 560 рублей в сутки), а услуга эвакуатора - 2700 рублей. В результате набегала круглая сумма, которую не всякий автонарушитель мог заплатить за вызволение своей машины из "плена". Как это случилось, к примеру, с вологодцем Владимиром Лебедевым. Он попал в ДТП и был госпитализирован. Пока находился в больнице, ему выставили счет за несколько суток хранения машины на штрафплощадке, который страдалец оказался не в состоянии оплатить. И хотя городские власти в феврале 2013 года исправили ошибку - снизили тарифы в три раза, региональная антимонопольная служба по жалобам граждан все же провела проверку и по результатам признала нарушившими ФЗ "О защите конкуренции" администрацию и департамент городского хозяйства Вологды, а также двух индивидуальных предпринимателей, оказывавших "эвакуационные" услуги.
- Администрация города и департамент городского хозяйства города не проверили сведения, изложенные в документации ИП. Чиновники не смогли внятно объяснить, почему не был проведен доскональный анализ предоставленной сметы, послужившей основанием для утверждения высоких тарифов, - сообщил входивший в состав комиссии вологодского УФАС эксперт отдела контроля органов госвласти Денис Анпилов.
По решению комиссии УФАС городские власти обязаны отменить неправомерное постановление, а доминирующий на рынке услуг по хранению и транспортировке задержанных авто бизнесмен должен вернуть в федеральный бюджет незаконно полученный доход от деятельности скандальной спецстоянки 7 миллионов 760 тысяч рублей.
Штраф или автоотель
По официальной статистике ГИБДД, в 2013 году количество нарушений правил остановки и стоянки автомобилей в России сократилось на 70 процентов по сравнению с показателем предыдущего года. Ужесточение штрафных санкций за неправильную парковку, появление на улицах городов эвакуаторов, увеличение числа как бесплатных, так и платных стоянок повлияли на дисциплинированность водителей. Но дефицит машино-мест еще велик, при том что имеющиеся гаражи не всегда используются по назначению, отмечают госавтоинспекторы. В Мурманске, например, насчитывается 30 тысяч автобоксов, в Пскове - 22 тысячи, в Архангельске - 16,5 тысячи. Но автовладельцы нередко предпочитают ставить машины "под окнами", а в гаражах хранят всякий хлам. Хронически пустуют в городах и платные "подземки". В Калининграде одну такую перепрофилировали под ресторан, а городские власти планируют строить два пятиэтажных "автоотеля".
Но перенасыщенные транспортом областные центры рано или поздно заставят муниципальные власти обратиться к европейскому опыту, где парковки не являются бесплатным приложением к покупаемым гражданами автомобилям, где плата за стоянку около магазина, отеля, любого присутственного места "кусается", а "забывчивость" водителей карается жестоким штрафом.
- Общая обеспеченность автомобилями населения РФ имеет устойчивую тенденцию к росту. За последние 15 лет автопарк страны увеличился в два раза, сегодня каждый второй россиянин имеет собственную "легковушку", - говорит директор аналитического центра "Альфастрахование" Кирилл Варламов. - По данным международной аудиторской компании PwC, к 2025 году Россия по уровню автомобилизации достигнет показателей Японии, Франции, Великобритании, а количество авто на тысячу человек достигнет 400 единиц.
Кстати, в Северо-Западном федеральном округе, где обладателями персональных автомобилей являются чуть меньше трети населения, к европейским показателям могут приблизиться раньше 2025 года. Во всех регионах, за исключением Мурманской, Новгородской и Ленинградской областей, идет прирост парка личных авто. Особенно заметная прибавка "лошадиных сил" на душу населения в 2013 году произошла в Поморье.
Так что, если власти будут не спеша, как в Калининграде, заниматься принуждением к порядку, машины отнимут все свободное пространство у людей.
- Оптимальный выход - обустраивать новые парковки. Но, во-первых, бюджеты у районов не резиновые, во-вторых, не резиновые и сами города, - считает Вячеслав Лысаков, эксперт из Ленинградской области, где районные власти недавно провели ревизию стояночных мест в условиях уплотненной застройки поселений и взвесили свои финансовые возможности. - Придется строить занимающие мало места, но вместительные "револьверные" парковки с привлечением частного капитала. Да и от ужесточения наказания за бросаемые где попало машины не уйти.