25.03.2014 10:44
    Поделиться

    В Гусь-Хрустальном возродили старинный промысел

    Корреспондент "РГ" побывала на знаменитом Гусевском хрустальном заводе, который был остановлен в ноябре 2011 года и вновь заработал в декабре 2013-го. Сегодня здесь, как и два с половиной века назад, из огненной, тягучей, как патока, массы в руках стеклодува рождается форма.

    Грани прекрасного

    Этого момента мастер экстракласса с 42-летним стажем Евгений Гусев ждал два года. Когда пошел клич снова собираться на работу, он сразу откликнулся и стал во главе бригады стеклодувов, работающих исключительно с художниками. Да они и сами не ремесленники. Каждый способен из бесформенного варева, выхваченного из печи, за считанные мгновенья "сваять" свою мечту - коня с развевающейся на ветру гривой, сказочную птицу, прекрасную вазу.

    Еще недавно профессии стеклодува несколько лет учились в местном фабрично-заводском училище, а затем на производстве не один год ходили в учениках. Но и этого было мало.

    - Надо почувствовать стекло, - поясняет Евгений Гусев. - Что голова подумала, руки должны моментально исполнить. Чуть промедлил - и стекло моментально застывает. Нужно уловить момент. Не случайно отбор жесткий: из ста человек лишь единицы становятся мастерами.

    Великолепным содержанием застывшая форма наполняется на алмазном участке. Это название - не случайное. Вроде бы хрусталь здесь режут, а на самом деле гранят, как алмазы, с помощью алмазного круга освобождая от лишнего и открывая его сияющую всеми гранями красоту.

    Главный художник хрустального завода, заслуженный художник России Владимир Касаткин, считает, что одной бригады алмазчиков на производстве уже мало.

    - Пока работают восемь человек, будем брать еще, - делится он. - Все восстанавливается, есть перспективы, много заказов, нам надо набрать хорошую скорость.

    Авторский сегмент

    Два года назад, когда из-за долгов здесь была отключена электроэнергия и погасла последняя стекловаренная печь, владельцы решили завод закрыть, и сто остававшихся здесь до последнего работников оказались на улице. Не у дел оказались и сто тысяч квадратных метров площадей, и семь огромных разоренных корпусов. В этот момент мало кто верил, что градообразующее предприятие задышит вновь.

    Но вскоре начался поиск новой концепции. Художники, в свое время создававшие в этих стенах шедевры мирового уровня, сетовали на то, что массовый ширпотреб, на выпуск которого завод сориентировали в последние десятилетия, фактически глушил творчество и сыграл с ним злую шутку в конкурентной борьбе. Предлагали вернуться к истокам - возродить авторский эксклюзивный сегмент продукции, восстановить выпуск изделий со статусом признанного художественного достоинства.

    Что голова подумала, руки должны тут же исполнить. Чуть промедлил - и стекло моментально застывает

    Общеизвестный факт: хрустальный завод, основанный в 1756 году русским купцом Акимом Мальцовым, не был прибыльным. Его убытки хозяин покрывал за счет текстильного и других производств. С риском для себя современные инвесторы - несколько физических лиц - тоже сделали ставку на уникальность. Переход от былых промышленных масштабов к "историческому эксклюзиву" дал Гусевскому хрустальному заводу шанс на возрождение в качестве художественного народного промысла, чем он изначально и являлся. А это позволило рассчитывать на государственную поддержку.

    Массовка и эксклюзив

    Семья нынешнего главного инженера завода Николая Воробьева, как и многие другие в Гусь-Хрустальном, связана со стекольным производством. Его карьера после окончания Российского химико-технологического университета имени Менделеева начиналась в трудные годы, когда случались задержки зарплаты и простои, а впереди была неизвестность. Но Николай Воробьев прошел здесь все стадии производства - от стекловара до исполнительного директора, и испытания только укрепили специалиста.

    - Перед тем, как выбрать стратегию производства, мы много думали, прикидывали, какую печь выбрать, рассчитывали с экономической точки зрения, как расставить бригады, - вспоминает главный инженер. - Прежде у нас были печи непрерывного производства большой мощности и всего одна горшковая. Теперь решили установить три горшковые. Объехали шесть предприятий в Чехии и поняли, что ставку сделали правильно: все крупные производства там развалились. Время массовки уходит: многие наши предприятия, видя, как мы работаем, тоже начинают делать накладной хрусталь.

    "Накладной" на профессиональном языке означает многоцветный. Преимущество горшкового способа в том, что можно одновременно варить стекло нескольких цветов. Сейчас работают две печи из трех, в каждой два горшка по 350 килограммов. После полудня в них закладывают компоненты, всю ночь стекло варится, и к утру оно готово для выдувальщиков. Пока можно "приготовить" четыре цвета - синий, зеленый, красный и желтый. А когда заработает третья печь, добавятся еще два колера и производство станет мобильнее: за месяц можно будет поменять всю цветовую гамму, в том числе и с использованием редкоземельных элементов. Это открывает талантливым художникам перспективы для развития и новых, и давно забытых направлений.

    - Еще недавно мы ездили по всем заводам искать хрусталь, - улыбается одна из мастериц Луиза Матосян. - Коллеги удивлялись: как же так, у вас в Гусе нет хрусталя? А теперь я хочу помочь нашему заводу внедрить направление "русские эмали", сочетающее росписи и алмазную грань, которое было развито в начале прошлого века. Это классика. Хочется, чтобы завод вспомнил свои традиции. Чем больше будет направлений, тем лучше.

    Образцовая и показательное

    Сегодня хрустальный завод вырабатывает в сутки около полутора тонн хрусталя при проектной мощности в три тонны. При массовом производстве здесь варилось 50 тонн в сутки.

    - Сравнение не совсем правильное, - подчеркивает главный инженер. - Сегодня завод заточен не на количество, а на качество. Теперь вся технологическая цепочка возрожденного производства, кроме химической полировки, сконцентрирована на одном этаже здания. Сделано это с расчетом на туристов.

    Кстати, на другом этаже разместилась образцовая - своеобразный музей предприятия. Многие десятилетия сюда попадали вторые экземпляры высокохудожественных заказных и выставочных работ. Здесь их более тысячи, и каждая - произведение искусства. Художники-ветераны тревожились, что во время простоя завода бесценные шедевры пропадут. Ведь это - фундамент, основа для движения вперед и развития. Сохранили!

    - У нас мастера, которые могут все! - с гордостью заявляет главный хранитель образцовой комнаты Галина Власова и берет в руки вазу. Если не знать, что она из зеленого хрусталя с прожилками, то подумаешь на натуральный малахит. Видно, верна поговорка: "Хрусталь светлый, а сварить его - дело темное". И кроме технологий, есть у местных стеклоделов и свои неповторимые секреты мастерства, наработанные за многие десятилетия.

    Кстати

    Как сообщил депутат Законодательного собрания Владимирской области Алексей Русаковский, по расчетам инвесторов, на точку безубыточности хрустальный завод должен был выйти не ранее конца первого полугодия, но подошел к ней в конце февраля. Это дает уверенность, что курс на производство высокохудожественных изделий будет продолжен.

    Поделиться