В Смоленске обсудили проблемы в отношениях с белорусскими партнерами
Первое заседание рабочей группы прошло осенью 2012 года на белорусской территории, и его результатом стал объемный протокол с перечислением множества обязательств обеих сторон. Через полтора года выяснилось, что важнейшая их часть, касающаяся кооперации белорусских и смоленских машиностроительных предприятий, осталась на бумаге. Проблемы в их взаимоотношениях стали главной темой переговоров Анатолия Сивака и губернатора Смоленской области Алексея Островского.
Миллионные убытки
- Не в полной мере выполняются взаимные обязательства между Смоленским автоагрегатным заводом и белорусскими предприятиями - Минским тракторным заводом, Минским моторным заводом, Минским автомобильным заводом и Бобруйским заводом тракторных деталей и агрегатов, - констатировал в своем выступлении на заседании рабочей группы первый вице-губернатор Михаил Питкевич. - Затормозился совместный проект по сборке в Смоленске автомобиля МАЗ - в 2013 году собрали единственный экземпляр. Есть тенденция к увеличению взаимной задолженности за поставленную продукцию.
Руководитель отделения белорусского посольства в Смоленске Николай Куцко перевел проблему в финансовую плоскость:
- В 2013 году мы поставили в Смоленскую область продукции на 200 миллионов долларов меньше, чем в 2012 году, а Смоленская область в результате недополучила 250 миллионов долларов валового регионального продукта. И мы внакладе, и они.
Сальдо товаров
На встрече со смоленским губернатором Алексеем Островским, где были затронуты проблемы Смоленского автоагрегатного завода, Анатолий Сивак признал, что в прошлом году одним из ключевых показателей деятельности белорусских предприятий было "сальдо товаров", в связи с чем и могли возникнуть проблемы с приобретением импортных комплектующих.
- Вся цепочка выстраивалась так, чтобы достичь вот этого сальдо, от которого зависела заработная плата, и закупка импорта сдерживалась, - сообщил он. - В этом году такого показателя нет, он не будет оказывать давления на предприятия, и проблемы между ними будут каким-то образом нивелированы.
Белорусский министр признал, что статус белорусско-смоленского протокола, подписанного осенью 2012 года, невысок, что, возможно, и послужило причиной неисполнения ряда согласованных сторонами обязательств. Во избежание повторения подобной ситуации в дальнейшем он предложил создать постоянную совместную рабочую группу, которая могла бы заниматься решением повседневных проблем во взаимоотношениях белорусских и смоленских производителей.
Заводы под наблюдением
Если срыв некоторых перспективных проектов, предусмотренных протоколом 2012 года, можно объяснить изменением экономической конъюнктуры, то в случае со Смоленским автоагрегатным заводом речь идет об огромном предприятии, входящем в холдинг АМО ЗИЛ, которое в настоящее фактически находится на грани банкротства. Судьба предприятия беспокоит и администрацию региона, и ассоциацию работодателей "Научно-промышленный союз", и областной совет профсоюзов: речь идет о большом - почти тысяча человек - трудовом коллективе.
В Смоленской области два автоагрегатных завода АМО ЗИЛ - в Смоленске и в Рославле. В настоящее время на обоих введена процедура наблюдения, но ситуация на предприятиях складывается по-разному. В прошлом году управляющая компания "Автокомпоненты", перед которой поставлена задача сохранить и обеспечить устойчивую работу "зиловских" предприятий за пределами Москвы, провела в Рославле серьезную реорганизацию, и сейчас ситуация на предприятии стабилизировалась.
- Оба автоагрегатных завода накопили немалые долги, на обоих предприятиях в прошлом году были введены процедуры наблюдения - в Рославле - по инициативе коммерческой структуры, в Смоленске инициатором процесса стали налоговые органы, - рассказал директор управляющей компании Игорь Принцев. - Обычно в такой ситуации производство останавливается, и для того, чтобы этого не произошло, чтобы сохранить рабочие места, в Москве зарегистрирована новая структура, которая входит в состав холдинга АМО ЗИЛ - ООО "Смоленские автоагрегатные заводы". В Смоленске и Рославле - ее филиалы.
В Рославле на огромной территории заводского комплекса сейчас соседствуют два юридических лица - "старый" завод с инструментальным цехом, загруженным лишь на 20 процентов, и всей "социалкой", и филиал новой фирмы, где продолжается выпуск тормозной аппаратуры и нормалей. По словам Игоря Принцева, практически весь трудовой коллектив старого завода - более двух тысяч человек - переведен на новое предприятие. Объемы производства в прошлом году не сократились, предприятие ведет активную работу с дистрибьюторами своей продукции на территории России и за ее пределами и даже ведет борьбу с контрафактной продукцией, выбрасываемой на рынок под маркой Рославльского автоагрегатного завода. Ведется работа по привлечению на предприятие немецких и итальянских инвесторов, на территории завода размещаются производственные мощности индийского производителя автомобильного слесарного инструмента, есть намерение организовать на свободных площадях производство спецтехники. Никаких массовых увольнений здесь не предполагается, и Игорь Принцев недоумевает, почему чиновники упоминают рославльское предприятие в контексте возможных тревожных событий на рынке труда.
В ожидании заказов
В Смоленске ситуация хуже. Производственная деятельность автоагрегатного завода тесно связана с упомянутыми выше белорусскими машиностроительными заводами. Платежной дисциплиной заказчики комплектующих не отличаются, и их общая задолженность перед смоленским предприятием за поставленную продукцию составляет около 100 миллионов рублей (именно из-за этого, собственно, на заводе и была введена процедура наблюдения). Кроме того, в Белоруссии реализуется программа импортозамещения, и объемы заказов в Смоленске снижаются - в 2013 году они сократились на 46 процентов по сравнению с 2012-м.
- Структура заказов на двух предприятиях очень отличается: если 80 процентов продукции, производимой в Рославле, предназначены для внутреннего рынка, причем заказчик - не АМО ЗИЛ, то 40 процентов продукции, произведенной в Смоленске, отправлялось в Белоруссию, - рассказывает Игорь Принцев. - Еще тридцать процентов шло на производство спецтехники - в основном, на шасси ЗИЛ, которого сейчас уже нет.
На территории завода в Смоленске тоже соседствуют два юридических лица - старое и новое, но вынашивать какие-то планы на будущее в данном случае сложнее, чем в Рославле. Как рассказал Игорь Принцев, там с инициатором процедуры банкротства удалось договориться, обеспечив предприятию возможность нормально функционировать. В Смоленске основанием для введения наблюдения послужила неуплата налогов, предсказать, какие варианты финансового оздоровления предприятия предложит в апреле временный управляющий, невозможно, и повлиять на этот процесс акционер не может.