Партии Эрдогана удалось удержать контроль над Анкарой и Стамбулом

Правящая Партия справедливости и развития одержала победу на местных выборах в Турции. Жители страны выбирали глав провинций, губернаторов, мэров, членов местных парламентов и сельских старост.

В итоге, после подсчета 93 процентов бюллетеней кандидаты от ПСР набрали в общей сложности около 44 процентов голосов всех избирателей по стране. Но что крайне важно, правящей партии удалось удержать контроль над Стамбулом. Оппозиция делала большую ставку на этот важнейший город, а также столицу Анкару, так как здесь не утихали массовые акции протеста и требования отставки премьера более полугода. К тому же в Стамбуле от главной оппозиционной Народно-республиканской партии на пост мэра баллотировался Мустафа Сарыгюль, которому пророчили большое будущее. Однако действующий мэр Кадыр Топбаш, набрав около 48 процентов голосов, побеждает с отрывом в 8 процентов. В Анкаре сложилась более упорная борьба, на данный момент разрыв между кандидатами от правящей и оппозиционной партий составляет более процента, а подсчет голосов продолжается. Но, оценкам экспертов, видимо и здесь ПСР сохранит свои позиции.

Данные выборы, были крайне важны для страны, так как после политического кризиса, разразившегося в Турции в последний год, они должны были показать, как будет дальше развиваться страна, а также определить судьбу самого Р. Т. Эрдогана. Ранее он заявлял, что если его партия проиграет, то он готов уйти из политики.

Похоже, что Турция пока не готова к серьезным переменам. По крайней мере на местном уровне. Возможно дело в том, что простые горожане в целом довольны тем, как идут дела в их районах и дворах. Чего у правящей партии не отнять - это умения выстроить инфраструктуру и вести хозяйство. Видимо ПСР и правительство смогут восстановить уверенность в себе и свои пошатнувшиеся позиции.

Напомним, что кризис в Турции начался летом прошлого года, когда протест экологов против вырубки деревьев в стамбульском парке Гези перерос в массовые акции протеста против правительства по всей стране. Затем разразился коррупционный скандал, в результате которого были арестованы высокопоставленные чиновники, известные бизнесмены и родственники нескольких министров. Не обошел он стороной и семью самого Эрдогана. В итоге состав кабинета министров претерпел серьезные изменения, а тысячи работников правоохранительных органов, имевших хоть какое-то отношение к этим операциям, были уволены или переведены на менее значимые должности. Кроме того, в прессе появилось огромное количество компрометирующих власть аудио- и видеозаписей. Последней каплей терпения стал ролик, появившийся буквально несколько дней назад. На нем слышно, как президент Турции А. Гюль, министр иностранных дел и еще несколько высокопоставленных чиновников в ходе совещания якобы обсуждают ситуацию в Сирии. В частности говорится о возможности организовать провокацию на границе, чтобы отвлечь внимание от внутриполитических скандалов. После этой утечки Управление по делам коммуникации закрыло доступ к сервису YouTube, на котором и был выложен ролик. Была запрещена также и социальная сеть Твиттер.

Сами выборы также не обошлись без происшествий. В ходе голосования то и дело возникали стычки и провокации. В общей сложности 9 человек погибли и 47 были ранены. Все происшествия сосредоточились в основном в юго-восточных регионах страны. Так, в Хильване в ходе стычки между сторонниками кандидатов в старосты погибло 6 человек.

Комментарий

Наталья Ульченко, заведующая сектором Турции Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН:

- На выборах произошло некоторое снижение результата правящей Партии справедливости и развития (ПСР). Главная особенность голосования заключается в результатах избирательной борьбы за крупнейшие турецкие города. Хотя в Анкаре был избран мэр от ПСР, его отрыв от ближайшего конкурента из Народно-республиканской партии оказался настолько несущественным, что можно говорить о заметном снижении поддержки правящей партии в столице Турции. В Стамбуле этот отрыв оказался более значительным, но борьба там велась очень жестко. Все разговоры о том, что в дальнейшем Эрдоган пойдет по пути строительства исламистского государства, на данный момент являются очень грубым упрощением. Процессы, связанные с этой тенденцией, очень сложные и их надо отслеживать на разных уровнях. Действительно, речь идет о расширении жизненного пространства для ислама в сегодняшней Турции, но единства происламистских сил на данный момент не наблюдается. Напротив, страна сильно расколота. На текущий момент такое развитие событий является лишь одним из вариантов политического развития Турции с большей или меньшей степенью ислама. Однако говорить о целенаправленном строительстве исламистского государства преждевременно. Не нужно забывать, что Турция по-прежнему имеет статус кандидата в члены ЕС, находится в стадии переговоров с Брюсселем и переживает активную институциональную перестройку.

Подготовил Александр Гасюк