Теперь вопрос, кто первый сложит оружие, просто не стоит. Во всяком случае в областной администрации Донецка. Я побывал там сразу после известия о вероломном нападении под Славянском. Облсовет обложен со всех сторон мешками с песком и старыми шинами. В уголке двое "барменов" готовят "коктейли Молотова". Орут на меня, как только достаю "мыльницу". Хоть на Украине запрещено курить в помещениях - тянут сигареты одну за одной. Все административное здание превращено в сеть лабиринтов. Приварены железные листы и двери. На этажах завалы из мебели. В кабинетах следы поспешного отступления чиновников. Запомнился правый женский полусапог на красном ковре. Лифт не работает, и, когда я встречаюсь с командиром одного из подразделений по кличке Грум, ноги мои гудят.
- И они хотят, чтобы мы первыми сложили оружие? - кричит Грум мне в лицо. - Где тут оружие? Мы просто задыхаемся без оружия! Дайте нам оружие! Мы не хотим умирать безоружными!
Оружие для революции это все. И еще транспорт. Соратники Грума поехали захватывать аэропорт на городском автобусе! Революционеры в камуфляже и масках послушно компостировали билеты. Акция была приурочена к решению властей не пускать на Украину российских граждан от 16 лет и до 60. Начальник донецкого аэропорта имени Сергея Прокофьева вышел к стайке протестующих в зале вылета, но только развел руками: это не в его компетенции. Все вопросы к пограничной страже.
А та даже и выходить не собиралась. Так и уехали на общественном транспорте ни с чем. А в Киеве информагентства уже трубили, что аэропорт захвачен сепаратистами.
Женевские соглашения тем и хороши, что их выполнение должно разрядить обстановку. Но после Славянской бойни дух Женевы выветривается из буйных голов.
…Юлия Тимошенко уже во второй раз пожаловала в Донецк. В свой первый визит она не осмелилась покинуть здание аэропорта. Мало ли что? А теперь под прикрытием Женевы доехала до гостиницы "Виктория", которая принадлежит давнему приятелю - миллиардеру Ахметову. Прикрывал кандидатшу в президенты не только дух Женевы, но и два микроавтобуса, набитые боевиками с "калашниковыми" и "мухами". Визит был молниеносным. Главное, несмотря на пронизывающий ветер и подорванное здоровье, - продемонстрировать сам факт ее пребывания в мятежном городе. Для этого под елки на фоне сияющей "Донбасс-арены" были согнаны активисты "Батькивщины". Человек тринадцать ежились под софитами. Наконец появилась Юлия Володимировна, как всегда на каблуках, но с костылем и фирменной косой. Опиралась она, морщась от боли, на бравого майора-беркутовца. Есть и в этой организации предатели. Что характерно, еще мгновение назад Тимошенко не нужна была никакая опора. Сам видел, как она бурно обсуждала предстоящий эфир с пресс-секретарем и еще тройкой людей в штатском. Костыль и майора выдали на выходе.
У Тимошенко отличная память. Она трижды повторила свой текст голосом учительницы географии на два украинских эфира и один для CNN. Да еще разминочный спич для "своих" журналистов в холле отеля.
- Сейчас, когда российские спецвойска топчут нашу родную Украину, я обращаюсь с тем, чтобы решения Женевы были выполнены безоговорочно! Эти уважаемые люди за спиной записались в мою самооборону. Они будут сражаться за родину! Главное, чтобы власти в Киеве поняли: с народом за эти двадцать лет так и никто не говорил. Пришла пора! - ну и прочие предвыборные агитки.
Юлия Тимошенко для каждой аудитории подбирала свой образ. То умирающий лебедь Сен-Санса, то грозный ястреб националистов Яроша. Только костыль оставался.
Я хотел было спросить политика со свежезаплетенной косой (в Киеве у нее еще были прямые волосы), что мешало поговорить с народом лично ей, Юлии Тимошенко, когда она уже была у власти, и не раз. Неужели память подводит? Но мне не дали даже рта раскрыть. Прямой эфир с Киевом!
Потом она села в черный "Мерседес" и с вооруженным до зубов кортежем поехала в сторону аэропорта. Костыль положили в багажник джипа охраны. Он еще пригодится, если появятся журналисты.
Несмотря на великий праздник, пролилась кровь. Какие могут быть соглашения, если их просто не намерены выполнять киевские власти? Тимошенко пообещала начать переговорный процесс с Донецка. Специально, мол, приедет, чтобы усадить всех за круглый стол. Только Донецк косе не верит. Да и всем тем, кто, прикрываясь благими намерениями, обещает вывести Украину из кризиса в обмен на свое президентство. Трупы под Славянском еще не остыли.
В ночь на 20 апреля в Славянске было нарушено пасхальное перемирие. В результате вооруженного нападения боевиков так называемого "Правого сектора" погибли ни в чем неповинные мирные граждане.
При этом жителями города были захвачены автомашины нападавших, в которых были обнаружены оружие, карты аэрофотосъемки данного района, символика "Правого сектора". Российская сторона возмущена данной провокацией боевиков, которая свидетельствует о нежелании киевских властей обуздать и разоружить националистов и экстремистов.
Вызывает удивление, что эта трагедия произошла уже после подписания 17 апреля с.г. в Женеве Заявления по итогам четырехсторонней встречи представителей России, США, ЕС и Украины, в котором содержится призыв воздержаться от любых насильственных действий, запугивания и провокаций.
Российская сторона настаивает на неукоснительном выполнении украинской стороной взятых на себя обязательств по деэскалации ситуации на юго-востоке Украины.
Подготовил Владислав Рильский