Грузовые машины не пустят на маленькие улицы Москвы
С каркаса - ни ногой
- Грузовики "загоняют в рамки" для улучшения экологической обстановки в жилых районах и избавления москвичей от шума и выбросов. Если автомобиль с максимальной массой до 2,5 тонны съедет с разрешенной улицы в жилой район или парковую зону, водителя ждет штраф в 5 тыс. рублей, - рассказала Бисембаева. Избежать этого помогут дорожные знаки возле съездов в жилые и зеленые зоны, которые запрещают транзитное движение грузовиков. Исключения возможны лишь когда автомобилю требуется что-то погрузить или разгрузить за пределами грузового каркаса, и это подтверждено документально.
В грузовой каркас войдут все московские кольца - Садовое, Третье транспортное и МКАД, а также вылетные трассы и ряд крупных магистралей. По словам Бисембаевой, в основном это удаленные от жилых домов улицы. Небольшие переулки между домами в его состав не войдут. Запустят проект грузового каркаса в сентябре в Восточном округе. Здесь грузовикам разрешат проезд по 86 улицам: шоссе Энтузиастов, Щелковскому шоссе, улицам Большой Черкизовской, Стромынке, Русаковской, участку Северо-Восточной хорды, проспекту Буденного, набережным Яузы, Окружному проезду. В 2016 году, сообщает департамент транспорта, грузовой каркас охватит в пределах МКАД все округа.
Разгрузился - и поехал
Еще одно новшество, касающееся движения грузовиков по столице: в июле на улицах внутри Садового кольца появятся места для разгрузки-погрузки грузовых машин массой более 1,5 тонны (МРП). Первая очередь таких мест появится на 15 точках в зоне платной парковки - на Петровке, улицах Пушечной, Большой Ордынке и других, где нет возможности выгрузить товар со двора. Кроме того, такие места будут оборудованы и в начале пешеходных улиц - чтобы грузовики не ездили по ним к расположенным здесь магазинам. Стоянка для них будет платной - 1,3 рубля за минуту внутри Бульварного кольца и 1 рубль - между Бульварным и Садовым. Тарифы соответствуют цене за платную парковку для легковых машин (получается 40 и 30 рублей за полчаса соответственно), однако с 31-й минуты стоянки включается поминутный запретительный тариф - из расчета 1 тыс. рублей в час. Словом, все делается для того, чтобы грузовик разгрузился и уехал, уступив место следующему. Оплатить стоянку грузовика можно будет через СМС, мобильное приложение "Парковки Москвы" или терминалы Qiwi или "Элекснет".
Уплотните фуру
В рамках новой программы столичные власти пытаются решить еще одну проблему Москвы: множество грузовиков фактически возят по городу воздух - 3-4 ящика или половину паллета, еще более забивая транспортом и без того забитые дороги. Изменить ситуацию можно с помощью создания консолидационно-распределительных центров. У крупных торговых сетей они есть. А вот мелкие и средние ритейлеры позволить себе их не могут, так как это требует дополнительных расходов и удорожает товар. Поэтому они предпочитают развозить все сами. В Европе создание консолидационно-логистических центров дотируют сами города. В них поступают товары от разных производителей, что позволяет каждую машину загружать полностью всем необходимым для данного магазина. Эксперты утверждают, что, разместив такие центры на окраинах города, можно существенно разгрузить центр. Если этот опыт поддержит и правительство Москвы, то пилотный логистический центр может заработать уже в будущем году.
Транзит - мимо города
Парадокс столицы еще и в том, что 65% грузов, которые привозят на ее склады, предназначенные для других регионов. Что не мешает разгружать составы на грузовых дворах РЖД, построенных еще в XIX веке вдоль нынешнего Третьего транспортного кольца. Это происходит потому, что в Подмосковье нет мощностей для перевалки грузов, и товары, предназначенные даже для него самого, везут тоже через Москву.
Чтобы избавить от лишней нагрузки столичные дороги, предлагается на окраинах города создать 4 терминально-логистических центра - "Кунцево", "Северянин" на Ярославском шоссе, "Ховрино" и "Люблино". Первые два - на базе существующих грузовых дворов, остальные - построить заново и создать условия для перевалки грузов с железной дороги на автомобильный транспорт.
С целью выноса транзита за пределы Москвы уже закрываются и подъездные пути в зоне реконструкции Малого кольца московской железной дороги, которое сейчас приспосабливают к пассажирскому движению. В этом году закрыто 30 путей, принадлежащих различным предприятиям. По словам замглавы столичного департамента транспорта Гамида Булатова, логика проста - если по подъездным путям подвозят грузы для Москвы, пути не трогают, если это транзит - принимается решение о закрытии.
В качестве альтернативы логистическим компаниям предлагаются существующие контейнерные терминалы - в Калуге, Подольске, Орехово-Зуево, Купавне. Кроме того, крупные межрегиональные мультимодальные центры строятся в Ступино и Можайске. Конечно, компаниям, привыкшим разгружаться в центре Москвы, переезд в область кажется неудобным, но столичные власти занимают твердую позицию. "Такое количество транзита в центре города - это бред, ни в одной мировой столице такого нет", - сказал "РГ" Булатов.
Напомню, в прошлом году Москва уже сделала шаг для защиты города от транзитных фур с разрешенной максимальной массой до 12 тонн - им теперь можно въезжать на МКАД только ночью - с 22.00 до 6.00. Если грузовик обслуживает потребности Москвы - компании выдают электронный пропуск. По данным департамента транспорта, после введения запрета многие дальнобойщики стали искать объездные пути, хотя полностью проблемы это не решило. Порой возникают на Кольцевой и ночные пробки для грузовиков - однако, по словам экспертов, они все равно меньше, чем раньше были днем, до введения запрета.
Теперь в планах столичных властей распространить эти ограничения и на 9-тонники.
Кстати
С 1 мая по 1 октября въезд 12-тонных и более грузовиков на МКАД и далее в город по радиальным магистралям запрещен с 6.00 до 00.00 по пятницам, субботам, воскресеньям, а также в канун нерабочих праздничных дней и по нерабочим праздничным дням.