В Зауралье поставили на баланс неучтенные дороги
По данным главного управления автомобильных дорог региона, 16 районов и 60 поселковых и сельских советов до сих пор не представили информацию о протяженности автотрасс на своей территории. Выходит, по документам их просто нет. Так, "юридическое бездорожье" царит в двух из восьми сельсоветов Звериноголовского района, в 11 из 14 - Катайского, в Частоозерском и Щучанском районах.
Между тем данные о протяженности дорог напрямую влияют на размер финансирования их содержания и ремонта, поэтому отставшие муниципалитеты сейчас в спешном порядке проводят инвентаризацию, ставят автодороги на баланс, оформляют правоустанавливающие документы. Правда, в этом году они уже опоздали: в статистическую отчетность не попадут и отчислений от акцизов не получат.
Напомним, с 1 января 2014 года вступили в силу поправки в Бюджетный кодекс, предусматривающие создание муниципальных дорожных фондов (МДФ). Теперь органы местного самоуправления должны самостоятельно формировать, распределять и использовать средства МДФ. В местные бюджеты на создание фондов будут перечисляться 10 процентов областных доходов от акцизов на автомобильное топливо. Средства распределяются пропорционально протяженности автодорог, находящихся в собственности муниципалитета.
В 2014 году отчисления от акцизов в МДФ Зауралья составят 241,8 миллиона рублей. Кроме того, местным бюджетам на проектирование, строительство, капитальный ремонт и содержание муниципальных дорог из регионального дорожного фонда выделено 900 миллионов рублей субсидий - на 100 миллионов рублей больше, чем годом ранее. Кстати, на содержание и ремонт дорог регионального значения протяженностью 7 896 километров направлено 1,04 миллиарда рублей.
В регионе нашлось немало скептиков, которые считают подобное распределение "размазыванием" средств: в Курганской области 458 муниципальных образований, в том числе два городских округа, 24 района, шесть поселковых и 419 сельских советов. В каждом МО должен быть свой дорожный фонд. По данным главного управления автодорог, решения о создании МДФ приняли 97 процентов муниципалитетов.
- Как показывает опыт, в селах дорожные фонды не могут полноценно работать уже потому, что там просто некому ими заниматься: на весь сельсовет - глава да один специалист, - поделился сомнениями с корреспондентом "РГ" глава Мокроусовского района Владимир Кизеров. - У нас районный дорожный фонд создан два года назад, с сельсоветами заключены договоры, они нам делегировали свои полномочия на проведение торгов. Сейчас конкурсная документация выставлена на аукцион, в течение 15 дней будем ждать заявки. Считаю, что надо законодательно передать эти полномочия с сельского уровня на районный.
По словам Кизерова, если считать с акцизами, то в районном дорожном фонде около 15 миллионов рублей. Каждый из 17 сельсоветов в зависимости от протяженности дорог получит от 300 до 600 тысяч. Деньги, конечно, не ахти какие. Но если учесть, что два года сельсоветам вообще ни копейки не выделяли на дороги, то прогресс очевиден.
- Разумеется, на 600 тысяч асфальт в деревне не положишь, но отсыпать 200-300 метров щебнем вполне возможно, - продолжает Кизеров. - Такими темпами за пять лет можно все улицы привести в порядок.
Эффективность работы МДФ заботит и областные власти. Этой проблеме были посвящены заседание ассоциации "Совет муниципальных образований Курганской области", специальный семинар в областной Думе. Участники дискуссий сошлись во мнении о необходимости передачи части полномочий, касающихся дорожной деятельности, с муниципального на районный уровень, а с районного - на областной. Ожидается, что это предложение будет оформлено в виде законодательной инициативы.
Павел Дмитриев, глава Красноуральского сельсовета, Юргамышский район:
- Чтобы оценить эффективность работы муниципального дорожного фонда, нужно пройти всю процедуру от его создания до освоения средств. Мы пока на середине пути, подвести какие-то итоги сможем не раньше чем через год. Плюс уже в том, что в казне сельсовета появились дополнительные средства. Их, правда, немного - всего около 1,5 миллиона рублей. Этого хватит только на то, чтобы отсыпать щебенкой наиболее проблемные участки одной поселковой дороги. Тем не менее это все же шаг вперед. Самое большое препятствие, на которое мы натолкнулись в процессе освоения дорожных средств, - аукционы. Своих специалистов в сельсовете нет, поэтому пришлось просить о помощи район и заключать с ним соглашение на проведение торгов. Знаю, что эта проблема волнует все сельсоветы.
Между тем
По данным главного управления автодорог Курганской области, нормативы на ремонт и содержание дорожной сети Зауралья составляют 9,4 миллиарда рублей, фактически же на эти цели направлено в 9 раз меньше. С учетом протяженности дорог необходимо в год ремонтировать 1 100 километров, фактический результат - 105 километров.Четверть дорог в области не имеют твердого покрытия, 33 процента населенных пунктов не соединены трассами с твердым покрытием.