В интернете набирает популярность продажа автозапчастей и аксессуаров
Валюта подорожала, цены на новые автомобили выросли, а покупательная способность большинства россиян стоит на месте. Это означает, что люди будут реже менять машины, чаще их ремонтировать и покупать бывшие в употреблении автомобили. И действительно, как сообщает "Автостат", в марте 2014 года в стране было продано на 18% больше подержанных машин, чем в марте прошлого года. В отличие от первичного вторичный рынок последние два года демонстрировал стабильный рост на 4 - 6% ежегодно. Только в прошлом году продажи автомобилей с пробегом увеличились на 4%, до 5,6 млн штук (новых было продано 2,78 млн штук). Рынок автомобилей с пробегом более устойчив к колебаниям общей экономической ситуации, а маржинальность продаж автомобилей с пробегом выше, чем у новых.
Люди начинают искать возможности сэкономить на своих машинах и все чаще делают это с помощью Интернета - в Сети больше выбор, а цены ниже. Не исключено, что через какое-то время купить автомобиль в Рунете будет так же легко и привычно, как телефон, а автозапчасти в Сети уже пользуются колоссальным спросом.
Конечно, покупка автомобиля в Интернете - это еще экзотика. Пока было проведено лишь несколько таких сделок. Многие из проданных автомобилей были редкими коллекционными моделями, и часть из них продавалась с аукциона. Пока российский массовый потребитель не готов брать на себя ответственность выкупить автомобиль, не увидев его своими глазами.
Но в то же время Интернет отличная площадка для презентации подержанного автомобиля. Наверное, большинство интернет-пользователей начинает процесс продажи подержанной машины на популярных сайтах, но вот сама покупка происходит уже в офлайне. Судя по опросу "Дымшиц и партнеры", большинство московских покупателей подержанных автомобилей предпочитают искать машину через Интернет (70%), 25% полагаются на объявления в газетах и журналах. 71% опрошенных при покупке машины у частников оплачивают ее стоимость сразу полностью.
Не исключено, что по мере развития рынка e-commerce и появления в России независимых систем оценки и сертификации машин с пробегом такие сделки будут происходить и непосредственно в Сети. Покупают же профессиональные перекупщики машин автомобили на японских и европейских аукционах. Показательно, что офлайновые рынки подержанных машин активно осваивают Интернет. Сначала машины экспонируются на торговой площадке, а затем выкупаются на рынке.
Автозапчасти совсем другое дело. Это, наверное, идеальный для интернет-торговли товар: потребителю обычно абсолютно не важны его эстетические качества - он не хочет подержать какой-нибудь поршень или дроссель в руках. Все запчасти каталогизированы и имеют четкие наименования - если производитель рекомендует их для вашей машины, никаких вариантов быть не может. Наконец, ассортимент автозапчастей бесконечно велик - никакой офлайновый магазин не может конкурировать с Интернетом в плане ассортимента. Например, в интернет-магазине лишь одного не самого популярного автобренда ассортимент насчитывает 80 тыс. позиций.
Неудивительно, что сегмент "Автозапчасти" занимает третье место по продажам в Интернете. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2013 году в Рунете сегмент автозапчастей вырос на 10%. В США более 70% всех сделок этого сектора уже происходит в режиме онлайн. 45% онлайн-продаж запчастей - это продажи B2С (компании продают товары людям), еще 25% - это B2В (сделки между компаниями).
Насколько динамично этот рынок развивается, можно судить по темпам роста крупнейших игроков. Например, ежемесячные продажи самого популярного в Рунете магазина автозапчастей в прошлом году выросли на 80% и превысили 2,3 млрд руб. В топ-100 e-commerce игроков вошло несколько автомагазинов. Все они достаточно динамично развиваются и наращивают продажи. Можно сказать, что автозапчасти в Рунете сейчас одна из точек роста. В этот бизнес пришли не только интернет-торговцы, но и производители машин - некоторые из них уже открыли интернет-магазины и активно продают запчасти для своих автомобилей.
Потенциал для роста еще есть хотя бы потому, что россияне довольно часто покупают автомобильные запчасти за рубежом. Например, из-за границы часто заказывают детали для американских и японских машин, которые проще и быстрее доставить из США и Японии, чем ждать от автодилера. В большинстве случаев заказы доставляют в течение двух недель, а дилеры могут их везти несколько месяцев. Автолюбители готовы решать таможенные проблемы и организовать доставку, лишь бы сэкономить время и деньги.
Самыми продаваемыми категориями автомобильных запчастей стали системы пуска двигателя (22%), автосвет (21%) и автостекла (17%). Суровая российская зима не прошла даром для многих автолюбителей, да и качество российских дорог оставляет желать лучшего.
Другой популярный сегмент в Интернете - автопокрышки, ведь их нужно менять каждые 2 - 3 года в зависимости от пробега. Согласно исследованию компании Frost&Sullivan, в Германии через Интернет сейчас продается около 12% шин, во Франции - 11%, в России - 8%. Всего в Европе через Сеть сейчас покупают в среднем лишь 7,8% шин, а к 2020 году этот показатель по прогнозам превысит 20%. Одним из драйверов роста может стать вторичный рынок покрышек. Зачастую онлайн-продавцы шин не ограничиваются лишь продажей и доставкой. У них есть мощные офлайн-подразделения. Все чаще они помимо скидок и конкурентных цен предлагают дополнительные пакеты услуг, куда входит монтаж, хранение или даже прием откатанных покрышек обратно. Для жителей ЕС вопросы утилизации очень важны.
Продажа автозапчастей, аксессуаров и даже автомобилей одна из самых перспективных ниш в Рунете. Здесь уже есть сильные игроки, но есть и неудовлетворенный спрос. Тот, кто сейчас сможет предложить конкурентный сервис на этом рынке, сможет создать растущий и перспективный бизнес.