Новое следствие наглой, безответственной, кровавой политики Украины, презирающей людей, выполняющих профессиональный долг. Журналистам телеканала "Звезда" Евгению Давыдову и Никите Конашенкову "повезло" больше - из украинских застенков они вернулись живыми.
Похитители присылали жене Евгения ночью короткие эсэмэски с незамысловатым и одновременно жутким содержанием. "Ты получишь своего супруга по частям", "мы отрежем ему ноги". И так без конца.
Взамен требовали деньги - 200 тысяч долларов. Украинские похитители журналиста телеканала "Звезда" Евгения Давыдова не скрывали, что его жизнь в их руках. Это позже, благодаря усилиям многих людей в МИД РФ, Министерстве обороны и других ведомствах станет ясно, что Евгения Давыдова и его коллегу Никиту Конашенкова захватили боевики украинского "Правого сектора". "Зовите меня президент", - самодовольно бросит в трубку мобильного один из похитителей в разговоре с представителем телеканала. В стране, где новоизбранный глава государства молчит, когда похищают журналистов, президентом может назваться каждый, у кого есть автомат и несколько сотен боевиков в подчинении...
Журналистов "Звезды" похитили не потому, что кого-то интересовала их профессиональная деятельность. Просто они были "москалями" и за них оголодавшие бойцы национальной гвардии могли получить хоть какие-то дензнаки. Остановившие наших коллег на блок-посту боевики откровенно радовались "добыче" - за журналистов им кто-то по телефону обещал тысячу долларов. Впрочем, те, кто был готов заплатить тысячу рядовым бандитам, рассчитывали перепродать живой товар дороже - за 200 тысяч американских дензнаков. Но обо всем по порядку.
Съемочная группа "Звезды" после месяца работы на юго-востоке Украины возвращалась в Москву. На руках - легальные документы. Давыдов и Конашенков въезжали на Украину через Киев и имели необходимые для работы разрешения. Всего пару дней назад они снимали, как украинская армия использовала фосфорные бомбы, как гибли на улицах Краматорска и Славянска мирные жители. Они снимали то, что видели.
Возвращаться было решено через Днепропетровск, откуда еще летали самолеты в Москву. Следил ли кто-нибудь за ними специально? Вряд ли. От Донецка до Днепропетровска 300 километров. Евгений и Никита взяли такси. Проехали без проблем несколько постов украинской армии. "Нам оставался всего один блок-пост", - говорят они. Такси остановили нацгвардейцы примерно в 120 километрах от Днепропетровска. Наши коллеги вспоминают, что тормознувшие их люди были в грязной, давно нестиранной форме, с голодными лицами, во взгляде - желание хоть чем-то поживиться. Они радовались как дети, узнав, что перед ними не просто заезжие "москали", а журналисты "Звезды". Вывели ребят из машин, перетрясли все вещи, забрали телефоны, часы, даже обручальное кольцо Евгения. Не стесняясь шутили, что "сорвали Джек -пот" и поймали "Золотую рыбку". Тогда наши коллеги еще не до конца сознавали, что теперь они стали "живым товаром".
Дальнейшее выглядело, как страшный сон. На Евгения и Никиту надели балаклавы, силой засунули в машину и куда-то повезли. Их поместили в подвал, куда постоянно заходили люди с оружием, угрожали утром закопать. Обещали, что живыми "москали" отсюда не уедут. В подвале ребята провели часа полтора. Затем снова машина - похитители договорились кому-то передать журналистов по 500 долларов за голову. Довольно шутили, что этих деньжат им хватит съездить на шашлычки.
Этот кто-то находился в Днепропетровске. Около города машину, в которой находились россияне, встречал большой черный джип из которого демонстративно торчал флаг "Правого сектора". Не скрывавший лицо мужчина плотного телосложения приказал ехать за ним.
Как вспоминают Евгений и Никита, их привезли в самый центр Днепропетровска. Вытащили из машины, погнали под дулами автоматов на третий этаж здания с черно-красными флагами Правого сектора. Сегодня уже можно сказать, что это было за здание - его первый этаж занимает Служба безопасности Украины по Днепропетровску, а выше расположены помещения "Правого сектора". Такое вот совпадение…
Журналистов допрашивали по очереди в комнате, окна которой были закрыты картонными листами. Дальнейшие события Никита и Евгений описывают спокойно, даже несколько отстраненно, словно происходящее было не с ними. Но, слушая их несколько монотонный рассказ, понимаешь, что люди, к которым они попали, не просто испытывали животную ненависть к русским. Эти подонки воспроизводили методы допросов в гестапо, выбивая нужные им показания из журналистов.
"Только я сел, меня ни о чем не спрашивая, ударили в левую часть лица, потом с ноги в челюсть. Потом еще били, сколько не помню", - вспоминает Евгений. Затем его снова усадили на стул и стали задавать вопросы. Когда он отвечал медленно или не то, что хотели услышать пытавшие его бандиты, то опять били. Затем такой же экзекуции подвергся Никита. При этом им не предъявляли никаких обвинений. Журналистов просто молча били, стремясь сломить их волю.
Садисты понимали, что рано или поздно им понадобится предъявить свои жертвы общественности. А потому человек, который задавал вопросы Никите, попросил не бить "москаля" по лицу - только по телу.
Затем ребят посадили в комнате и дали бумагу с ручкой - приказали писать, чем занимались на Украине. Постоянно подходили и смотрели, что они пишут. Когда что-либо не нравилось, снова били и требовали переписать "неправильно" с их точки зрения написанный кусок. Угрожали убить. Переписывали Никита и Евгений свои показания долго - ведь бандитам было нужно, чтобы журналисты себя оклеветали, признались, что хотели нанести вред Украине.
На этом истязания не закончились. Пришел человек с камерой. И снова вопросы. При "неправильном" ответе камера выключалась, и журналистов снова били. Затем запись возобновлялась.
Замечу, что этот кошмар происходил практически на глазах у Службы безопасности Украины. Не в Сирии, не в Сомали, не в Афганистане, а в стране, которая всерьез заявляет о своем желании стать частью Европы…
Не стану описывать дальнейшее. При каждом новом допросе наших коллег постоянно истязали, требуя отвечать только то, что хотели слышать бандиты. А затем ночью с мешками на голове вывезли куда-то за город. "Мы думали, это конец", - уставшим голосом признается Евгений. Так они и сидели в машине. Впереди стоял черный внедорожник с флагом Правого сектора, где находился тот, кто распоряжался их жизнью.
Но затем все вдруг переменилось. И бандиты повезли Евгения и Никиту обратно в Днепропетровск. Там был новый допрос, но без истязаний. Тональность разговора поменялась - ребят уже называли не по-матерному, а вежливо, по имени. К ним приставили охрану и отвезли в гостиницу. Дали поесть. "Мы с Никитой накинулись на хлеб", - впервые за время воспоминаний на лице Евгения мелькнула легкая улыбка. А еще через некоторое время их отправили в Москву. Врачи сказали, что у Евгения разрыв барабанной перепонки. Еще бы несколько дней без медицинской помощи и он бы оглох. Гематомы, синяки по всему телу - таковы последствия допросов на Украине.
Уже установлено, что допрашивал наших коллег пресс-секретарь Правого сектора в Днепропетровске Максим Мирошниченко. В распоряжении "Звезды" есть записи допросов, на которых журналистов избивали. Руководство канала передаст эти видеозаписи в Следственный комитет России.
Кстати, благодаря специальным средствам удалось установить, где истязали Евгения и Никиту. Это происходило в самом центре Днепропетровска, в здании, расположенном напротив областной администрации. Там сегодня обосновались новые украинские гестаповцы.