23.06.2014 23:40
    Поделиться

    Государство ужесточило борьбу с уклонением от уплаты налогов

    В последнее время наметилась четкая тенденция - государство ужесточает борьбу с любыми способами уклонения от уплаты налогов. Планируется существенно расширить полномочия налоговиков, многие законные способы налоговой оптимизации могут стать "вне закона" и эти изменения в законодательстве прежде всего ударят по малому и среднему бизнесу.

    Тенденция ужесточения борьбы с уклонением от уплаты налогов уже реализуется с помощью разных законодательных инициатив. В частности, Совет Федерации инициировал законопроект, разработанный Федеральной налоговой службой "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия преступлениям и иным правонарушениям в сфере налогообложения и введения порядка оценки обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды". Документ предлагает установить запрет на получение необоснованной налоговой выгоды в связи с тем, что налогоплательщик не проявляет должной осторожности и осмотрительности. Налогоплательщик будет лишен права уменьшить свою обязанность по уплате налогов, а также лишен возможности вернуть или возместить налог из бюджета вследствие злоупотребления своими правами. Что имеется ввиду? В законопроекте ФНС указывает, что следует понимать под злоупотреблением правами: занижение налоговой базы, применение налогового вычета, использование налоговой льготы, применение более низкой налоговой ставки, создание условий для применения специального налогового режима. Законопроект указывает и на то, какими способами налогоплательщики создают почву для злоупотреблений, в частности, заключают мнимые и притворные сделки и т.д.

    Законопроект также предлагает перенести в Налоговый кодекс понятия и определения, наработанные судебной практикой с 2006 года, т.е. с момента принятия постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды". Вслед за неоднозначной и оценочной судебной практикой предложение законодателей не содержит четких понятий, категорий, определений и перечней. Чем это чревато? При отсутствии четких критериев под злоупотребление правом в законопроекте попадают любые действия (бездействия) компаний, в результате которых достигается какая-либо налоговая экономия. Иными словами, законодатель считает, что любое уменьшение бизнесом сумм налогов может быть расценено как уклонение от их уплаты. То есть компания лишается права использовать соответствующие сейчас закону способы оптимизации налогов - использование офшоров, ведение бизнеса с помощью компаний на "упрощенке", выбор той или иной формы договора и т. п.

    Многим предпринимателям уже сейчас придется пересмотреть свой способ ведения бизнеса, закрывать компании, по которым невозможно исправить ситуацию и переходить на новые более безопасные подходы к ведению дел

    Понятие должной осмотрительности и осторожности в законопроекте размыто, нет четких критериев, и предпринимателю будет сложно определить, достаточно ли он был осмотрителен, в нужной ли степени он был осторожен. Таким образом, законопроект возлагает на компании полную ответственность за своих контрагентов. Не существует сейчас и не предусмотрены законопроектом хоть какие-то обстоятельства, которые бы освобождали налогоплательщика от ответственности за то, что его контрагент не ведет реальную хозяйственную деятельность. Иными словами, если контрагент не заплатил налоги, а налогоплательщик при его выборе не проконтролировал, что контрагент способен осуществлять реальную хозяйственную деятельность и платить налоги, то ответственность за такие действия контрагента будет возложена на компанию. Фактически налогоплательщик своим кошельком будет отвечать за то, чего он не совершал. Это для ведения бизнеса в России парадоксальная и гибельная ситуация. Кроме того, неконкретные оценочные категории создают почву для коррупции.

    Законопроект также предлагает установить глубину проведения налоговой проверки в 10 лет вместо существующего трехлетнего срока. Кроме этого, предлагается снова вернуть следственным органам инициативу возбуждать уголовные дела без участия налоговиков. Такая глобальная проверка крайне негативно скажется на бизнесе. Вероятно, установление такой глубины проведения проверки связано с тем, что срок давности по налоговым преступлениям 10 лет. Однако сегодня большинство предпринимателей уже не хранят документы столь долгое время: Налоговый кодекс уже давно обязал их хранить бухгалтерские документы не более 5 лет. Таким образом, за пределами этого срока у налогоплательщика не будет доказательств в свою защиту, если они потребуются. Кроме этого, как в таком случае будут определяться суммы недоимки - совершенно непонятно.

    Возбуждение уголовных дел без участия налоговиков может привести к тому, что доказательства по таким делам будут собираться менее профессионально, так как правоохранительные органы не обладают такой компетенцией в налоговых делах, как сотрудники ФНС России. В этом году Следственный комитет выступил с прямым и четким предложением - внести в Налоговой кодекс понятие злоупотребления налоговым правом. Со всей очевидностью следующего шага можно предположить, что вслед за этим последует и внесение аналогичных поправок в Уголовный кодекс, чтобы ужесточить ответственность предпринимателей за налоговые преступления и внести больше оснований для возбуждения уголовных дел.

    Несмотря на то, что разработчики законопроекта уверяют бизнес-сообщество, что их предложения направлены только на борьбу с фирмами-однодневками, представители бизнеса опасаются за последствия. Эти новые нормы Налогового кодекса будут применять широко ко всем налогоплательщикам, а не только к тем, кто участвует в сомнительных операциях. И такая вероятность существует. Многим предпринимателям уже сейчас придется пересмотреть свой способ ведения бизнеса, закрывать компании, по которым невозможно исправить ситуацию и переходить на новые, более безопасные подходы к ведению дел.

    Поделиться