И со следующего года нефтяники станут платить в бюджет меньше, при этом возрастет фискальная нагрузка на добычу, а экспорт станет намного выгоднее. Вырастут цены на моторное топливо внутри страны.
Он растянется на три года. Экспортная пошлина на нефть в итоге снизится с нынешних 59 до 30 процентов в 2017 году. А пошлины на светлые нефтепродукты - до 26-30 процентов. В том числе это коснется ныне действующей 90-процентной заградительной пошлины на бензин, которая была введена в связи с его подорожанием на внутреннем рынке в 2011 году.
Но одновременно будет вдвое, почти до тысячи рублей за тонну, повышена базовая ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Налоговый маневр увеличит за счет НДПИ налоговое бремя на всю добываемую нефть при компенсирующем сокращении нагрузки на экспортируемую нефть и нефтепродукты.
Соответственно, поставки нефтепродуктов на внутренний рынок могут стать менее выгодными. И это грозит повышением внутренних цен, отмечает начальник управления по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при Правительстве РФ Александр Курдин. Но на них влияет еще масса факторов, включая политику в отношении стандартов моторного топлива, успешность модернизации переработки, соотношение пошлин на различные нефтепродукты, состояние трубопроводной инфраструктуры, а также интенсивность конкуренции на внутреннем рынке.
Разработчики маневра старались сбалансировать параметры налоговой и таможенной политики, чтобы не происходило изменений ни в поступлениях в бюджет, ни в денежных потоках компаний, ни в ценах на топливо внутри страны, однако полностью добиться этого не удалось. "Это сложная конструкция, которая дает минус 200 миллиардов рублей в федеральный бюджет в 2015 году, потом дает плюс 50-70 миллиардов рублей", - охарактеризовал министр финансов Антон Силуанов последнюю версию проекта маневра.
Кроме этого, в итоге цены на бензин и доходы нефтяных компаний окажутся несколько выше, а фискальная нагрузка - ниже, при этом отклонения от сбалансированного варианта не будут существенными, считает заведующий лабораторией прогнозирования ТЭК Института народнохозяйственного прогнозирования Валерий Семикашев. Об этом говорит опыт предыдущей реформы налогообложения нефтяной отрасли "60-66". Тогда тоже стремились к балансу, но все же налоговые поступления оказались ниже расчетных, хотя основной цели реформы добиться удалось - компании стали активнее вкладываться в глубокую переработку нефти, отмечает Семикашев. При проведении подобных реформ часто оказывается, что изменение конъюнктуры на внешних рынках или внутри страны приводит к не совсем тем результатам, которые получались в ходе моделирования, добавляет Александр Курдин.
Ранее минфин оценивал предельное повышение цен на бензин в связи с налоговым маневром в 2-2,5 рубля. Более значительный рост цен будет сдерживаться антимонопольной службой, уверен Александр Курдин, в любом случае большого скачка не будет. Чтобы сдержать рост цен на внутреннем рынке, правительству предстоит пойти на снижение акцизов. Но они являются основным источником наполнения федерального и региональных дорожных фондов, следовательно, нужно придумать, чем компенсировать их потери. Тем более что в прошлом году уже были существенно снижены акцизы на более качественное и экологически чистое топливо класса "Евро-4" и "Евро-5".
Маневр без принятия дополнительных мер заденет и нефтепереработку. Для НПЗ сырье станет дороже, маржа упадет, под вопросом может оказаться запуск новых мощностей и модернизация. А они как раз необходимы для полного перехода НПЗ на топливо не ниже "Евро-5". Он уже откладывался дважды и теперь намечен на 2016 год.
Сейчас предпосылки для перехода достаточно весомые, отмечает Александр Курдин, работы по модернизации нефтепереработки активно ведутся на ряде предприятий. Чтобы компенсировать владельцам НПЗ потери от маневра, минфин намеревался представить предложения по налоговым вычетам для них.
Маневрировать приходится главным образом ради интеграции с Казахстаном и Белоруссией. Соглашение о Евразийском экономическом союзе предполагает создание общего рынка нефти и нефтепродуктов. И к 2018 году страны должны иметь единые экспортные пошлины. В Казахстане и Белоруссии они ниже. И Россия пошла навстречу партнерам.