07.07.2014 15:42
    Поделиться

    Оперная примадонна Елена Образцова отмечает юбилей

    Великая певица, чей голос - страстный, романтический, чувственный, темный, нежный, звучит уже полвека, а образы - Кармен, Марина Мнишек, Любаша, Марфа, Сантуцца, Графиня, Амнерис - стали действительно "образцовыми" в искусстве, отмечает юбилей.

    Сегодня примадонна будет праздновать день рождения, а затем развернутся юбилейные торжества с участием звезд мировой оперы и эстрады в Москве и в Петербурге. По случаю юбилея Елены Образцовой мы решили напомнить фрагменты интервью великой певицы для "Российской газеты".

    Это уже традиция, что вы отмечаете свои юбилеи и в Москве, и в Петербурге?

    Елена Образцова: Я родилась в Ленинграде, пережила здесь блокаду, училась в школе, потом в консерватории. Я обязана этому городу жизнью. Поэтому отмечаю здесь свой праздник всегда. 24 августа в Петербурге в Большом зале филармонии пройдет гала-концерт в мою честь, а 28 октября в Москве в Большом  театре состоится "Оперный бал" в постановке Дмитрия Бертмана, на который съедутся мои друзья со всего мира. Я очень рада, что мы встретимся и отметим мой праздник!

    В течение своей жизни вы работали практически со всеми выдающимися музыкантами современности - не только с певцами-коллегами, но и с дирижерами - Караяном, Мути, Аббадо, Баренбоймом. Что они открывали для вас в музыке?

    Елена Образцова: Когда я впервые много лет назад приехала в Венскую оперу петь Кармен, спектаклем дирижировал Карлос Клайбер. Для меня его работа стала полным потрясением. Он так ощущал мелодику Бизе, делал такое фантастическое легато в оркестре, вытаскивал такие свежие мелодические куски из партитуры, что мы, как будто впервые услышали эту оперу! Я была так же потрясена, когда впервые попала на концерт Караяна. Он дирижировал какой-то симфонией, и вдруг я услышала, что музыка развивается не только по горизонтали, но и по вертикали - я услышала весь срез оркестра! Это было невероятно.

    Но больше всего я работала с Клаудио Аббадо: у нас было много постановок в Ла Скала, мы репетировали по девять часов в день. Я его очень любила, потому что мы одинаково ощущали музыку. Думаю, это был определенного рода учитель мой. Хоть мы и ругались с ним все время: я говорила -  хочу так, а он говорил, что хочет по-другому, говорил, что Верди это наш композитор, а я говорила, нет, Верди - это наш композитор. Я  многому у него научилась. И потом я училась у всех певцов, с которыми пела. Когда я пела спектакли, никогда не уходила за кулисы, а всегда смотрела, как они артикулируют, какие фразы они поют, и училась, училась, все время училась. И до сих пор учусь.

    Но вы давно сами ездите по миру и ведете педагогическую работу?

    Елена Образцова: Господь дал мне возможность петь с самыми лучшими певцами, работать с самыми лучшими дирижерами и оркестрами, выступать в лучших театрах. Поэтому я действительно много знаю, и счастлива, что у меня есть возможность передать свои знания. Особенно я рада, когда занимаюсь в России с нашими русскими певцами.

    Что скажете о русской школе пения?

    Елена Образцова: Вы знаете, я не признаю школы русской, итальянской, и так далее. Я считаю, что есть певцы, одаренные Богом, которые все могут, а есть певцы, которые поют или только по-русски, или только итальянский репертуар, немецкий, французский. Сейчас, вот, часто говорят: "Так мало стало хороших певцов…" - так вот, их всегда было мало. Когда мы пели, была у нас большая дружная команда, которая перекочевывала из одного театра в другой, из Метрополитен в Ла Скала, из Ла Скала - в Ковент Гарден. Нас тоже было человек 10-15, не больше.

    И все-таки, какое ощущение у вас от нового поколения певцов?

    Елена Образцова: Сейчас изменилось само отношение певцов к музыке. Очень многие певцы поют просто ноты. А это очень большая разница - петь ноты и создавать музыку. Когда создается музыка, она создается людьми образованными, знающими историю, литературу, живопись. Они творят музыку, опираясь на свои знания, на книги, которые читали, на переживания, которые прожили в жизни. Поэтому певец должен участвовать в создании этой музыки вслед за композитором. Мое поколение было такое, что и пережило много, и много знало: мы читали, знакомились с живописью, ходили на концерты, все время находились в культурном слое. У нового поколения это отсутствует напрочь - глубинной культуры уже нет. Я не вижу молодых людей, которые читают книжки. Все сидят у компьютеров с утра до ночи. И на этом заканчивается образовательный момент. Поэтому они и поют ноты, а ноты неинтересно слушать.

    Как и чем вы себя мотивируете на продолжение творческой карьеры?

    Елена Образцова: Это такая сладкая неволя - пение. Очень сложно уйти со сцены. И нужно иметь ум, чтобы не выходить на сцену и не петь молодые партии в пожилом возрасте. Это ведь смешно. Слава Богу, у меня есть свой репертуар, например, Графиня в "Пиковой даме" - я могу ее до ста лет петь, пока звучит голос. И она обрастает и обрастает новыми красками. Чем больше живешь, тем больше познаешь, тем больше тонкостей в музыке можно найти.

    Что для вас в искусстве остается непреложным?

    Елена Образцова: Нести людям добро и любовь. Заставить их думать, блаженствовать, страдать, будить в них эмоцию счастья.

    Справка "РГ"

    • 24 августа в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии состоится гала-концерт "С любовью к Вам, Елена Образцова!", который проводит Благотворительный фонд  и Культурный центр Е.Образцовой при поддержке Минкульта. На концерте вместе с Еленой Образцовой выступят звезды мировой оперы Маквала Касрашвили (Большой театр), Хуан Понс (Испания), Бруно Пратико (Италия), Беатрис Парра (Эквадор), Муяссар Раззакова (Узбекистан), лауреаты международных конкурсов Елена Макарова, Алексей Татаринцев, Илья Кузьмин, Оксана Шилова, Оксана Зубко, виолончелист Борислав Струлев.
    • С 24 по 30 августа в Петербурге также пройдут два конкурса - Пятый Международный Конкурс юных вокалистов Елены Образцовой и Международный Конкурс камерной музыки памяти испанской певицы Кончиты Бадиа, в которых примут участие более 200 певцов из 15 стран мира. Международное жюри возглавит Елена Образцова.
    • 28 октября в Большом театре состоится "Оперный бал" в постановке Дмитрия Бертмана. Чествовать Елену Образцову будут оперные певцы разных поколений: Анна Нетребко, Мария Гулегина, Ольга Перетятько, Екатерина Сюрина, Дмитрий Хворостовский, Хосе Кура, Бруно Пратико, Чарльз Кастроново. Выступят известная танцовщица фламенко Мария Пахес и прима-балерина Мариинского театра Юлия Махалина.
    • Кроме того, Владимир Винокур от имени группы артистов эстрады обратился к Елене Образцовой с просьбой принять их поздравления на сцене Кремлевского дворца. 11 декабря состоится концерт "Прекрасная Елена. Образцова и поклонники", в котором примут участие: Владимир Винокур, Алла Пугачева, Ольга Кормухина, Иосиф Кобзон, Михаил Жванецкий, Лев Лещенко, Филипп Киркоров, Николай Басков, Максим Галкин, Лариса Долина, Валерия. К артистам присоединятся Денис Мацуев, Борислав Струлев, Маквала Касрашвили, Динара Алиева и оркестр театра "Геликон-опера" под руководством Дмитрия Бертмана.

    Кстати

    В связи с юбилеем и "за вклад в развитие российской культуры" Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил Елену Образцову орденом Русской православной церкви Святой Равноапостольной Княгини Ольги I степени - высшей церковной наградой для женщин.

    - Посвятив музыкальному творчеству всю свою жизнь, вы достойно приумножили данный Вам от Бога талант и внесли весомый вклад в сохранение и развитие лучших традиций русского и мирового оперного искусства, - отметил в своем поздравлении Патриарх Кирилл. - Особенно хотел бы отметить Ваши труды в области благотворительности, социального служения и деятельной заботы о ближних.

    По поручению Святейшего Патриарха Кирилла, орден Елене Образцовой вручил Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.

    Поделиться