Сегодня примадонна будет праздновать день рождения, а затем развернутся юбилейные торжества с участием звезд мировой оперы и эстрады в Москве и в Петербурге. По случаю юбилея Елены Образцовой мы решили напомнить фрагменты интервью великой певицы для "Российской газеты".
Это уже традиция, что вы отмечаете свои юбилеи и в Москве, и в Петербурге?
Елена Образцова: Я родилась в Ленинграде, пережила здесь блокаду, училась в школе, потом в консерватории. Я обязана этому городу жизнью. Поэтому отмечаю здесь свой праздник всегда. 24 августа в Петербурге в Большом зале филармонии пройдет гала-концерт в мою честь, а 28 октября в Москве в Большом театре состоится "Оперный бал" в постановке Дмитрия Бертмана, на который съедутся мои друзья со всего мира. Я очень рада, что мы встретимся и отметим мой праздник!
В течение своей жизни вы работали практически со всеми выдающимися музыкантами современности - не только с певцами-коллегами, но и с дирижерами - Караяном, Мути, Аббадо, Баренбоймом. Что они открывали для вас в музыке?
Елена Образцова: Когда я впервые много лет назад приехала в Венскую оперу петь Кармен, спектаклем дирижировал Карлос Клайбер. Для меня его работа стала полным потрясением. Он так ощущал мелодику Бизе, делал такое фантастическое легато в оркестре, вытаскивал такие свежие мелодические куски из партитуры, что мы, как будто впервые услышали эту оперу! Я была так же потрясена, когда впервые попала на концерт Караяна. Он дирижировал какой-то симфонией, и вдруг я услышала, что музыка развивается не только по горизонтали, но и по вертикали - я услышала весь срез оркестра! Это было невероятно.
Но больше всего я работала с Клаудио Аббадо: у нас было много постановок в Ла Скала, мы репетировали по девять часов в день. Я его очень любила, потому что мы одинаково ощущали музыку. Думаю, это был определенного рода учитель мой. Хоть мы и ругались с ним все время: я говорила - хочу так, а он говорил, что хочет по-другому, говорил, что Верди это наш композитор, а я говорила, нет, Верди - это наш композитор. Я многому у него научилась. И потом я училась у всех певцов, с которыми пела. Когда я пела спектакли, никогда не уходила за кулисы, а всегда смотрела, как они артикулируют, какие фразы они поют, и училась, училась, все время училась. И до сих пор учусь.
Но вы давно сами ездите по миру и ведете педагогическую работу?
Елена Образцова: Господь дал мне возможность петь с самыми лучшими певцами, работать с самыми лучшими дирижерами и оркестрами, выступать в лучших театрах. Поэтому я действительно много знаю, и счастлива, что у меня есть возможность передать свои знания. Особенно я рада, когда занимаюсь в России с нашими русскими певцами.
Что скажете о русской школе пения?
Елена Образцова: Вы знаете, я не признаю школы русской, итальянской, и так далее. Я считаю, что есть певцы, одаренные Богом, которые все могут, а есть певцы, которые поют или только по-русски, или только итальянский репертуар, немецкий, французский. Сейчас, вот, часто говорят: "Так мало стало хороших певцов…" - так вот, их всегда было мало. Когда мы пели, была у нас большая дружная команда, которая перекочевывала из одного театра в другой, из Метрополитен в Ла Скала, из Ла Скала - в Ковент Гарден. Нас тоже было человек 10-15, не больше.
И все-таки, какое ощущение у вас от нового поколения певцов?
Елена Образцова: Сейчас изменилось само отношение певцов к музыке. Очень многие певцы поют просто ноты. А это очень большая разница - петь ноты и создавать музыку. Когда создается музыка, она создается людьми образованными, знающими историю, литературу, живопись. Они творят музыку, опираясь на свои знания, на книги, которые читали, на переживания, которые прожили в жизни. Поэтому певец должен участвовать в создании этой музыки вслед за композитором. Мое поколение было такое, что и пережило много, и много знало: мы читали, знакомились с живописью, ходили на концерты, все время находились в культурном слое. У нового поколения это отсутствует напрочь - глубинной культуры уже нет. Я не вижу молодых людей, которые читают книжки. Все сидят у компьютеров с утра до ночи. И на этом заканчивается образовательный момент. Поэтому они и поют ноты, а ноты неинтересно слушать.
Как и чем вы себя мотивируете на продолжение творческой карьеры?
Елена Образцова: Это такая сладкая неволя - пение. Очень сложно уйти со сцены. И нужно иметь ум, чтобы не выходить на сцену и не петь молодые партии в пожилом возрасте. Это ведь смешно. Слава Богу, у меня есть свой репертуар, например, Графиня в "Пиковой даме" - я могу ее до ста лет петь, пока звучит голос. И она обрастает и обрастает новыми красками. Чем больше живешь, тем больше познаешь, тем больше тонкостей в музыке можно найти.
Что для вас в искусстве остается непреложным?
Елена Образцова: Нести людям добро и любовь. Заставить их думать, блаженствовать, страдать, будить в них эмоцию счастья.
Справка "РГ"
Кстати
В связи с юбилеем и "за вклад в развитие российской культуры" Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил Елену Образцову орденом Русской православной церкви Святой Равноапостольной Княгини Ольги I степени - высшей церковной наградой для женщин.
- Посвятив музыкальному творчеству всю свою жизнь, вы достойно приумножили данный Вам от Бога талант и внесли весомый вклад в сохранение и развитие лучших традиций русского и мирового оперного искусства, - отметил в своем поздравлении Патриарх Кирилл. - Особенно хотел бы отметить Ваши труды в области благотворительности, социального служения и деятельной заботы о ближних.
По поручению Святейшего Патриарха Кирилла, орден Елене Образцовой вручил Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.