08.07.2014 00:46

Автопром рвется вперед

Машиностроение в Евразийском экономическом союзе станет приоритетной отраслью промышленности
Модель инвестконтракта, обкатанную на промсборке авто, предлагается распространить на другие сектора промышленности, об этом сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Cуть модели в том, что инвестор обязуется создать новое предприятие; выпуск не имеющего аналогов оборудования и высокотехнологичной продукции. А регион гарантирует неизменность условий ведения бизнеса и обеспечит предусмотренную законодательством РФ поддержку. Она включает предоставление на льготных условиях госимущества, земли, результатов интеллектуальной деятельности, отраслевых преференций в сфере пошлин или налоговых каникул. Хорошим стимулом для машиностроения стало подписание Договора о создании Евразийского экономического союза РФ, Беларуси и Казахстана. Теперь кооперация между странами-участницами будет быстрее. Что это даст государствам, "РГБ" разъяснил заместитель директора Департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии Сергей Евдокимов.

- Какова роль автомобилестроения в создании общего "интеграционного поля" России, Беларуси и Казахстана?

- Развитие кооперации в сфере автомобилестроения остается в числе приоритетов формирования Единого экономического пространства (ЕЭП) трех стран. Это отражено, в частности, в решении Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав правительств N 40 от 31 мая 2013 года "Об основных направлениях координации национальных промышленных политик трех стран". Этот документ включает автомобилестроение в перечень отраслей, приоритетных для промышленного сотрудничества. Показатели производства и реализации легковых автомобилей в ЕЭП за 2010 - 2013 годы имели устойчивую тенденцию к росту. При в этом в РФ легковое автомобилестроение развито в максимальной степени. Это обусловлено большей по сравнению с другими государствами - членами ТС и ЕЭП емкостью внутреннего рынка, наличием собственных производственных мощностей, а также более ранним стартом госпрограмм стимулирования производства и реализации автомобилей.

Между тем производство легковых автомобилей в Казахстане развивается быстрыми темпами, что обусловлено господдержкой этой отрасли и существенным повышением ставок ввозной таможенной пошлины на импортные автомобили при создании Таможенного союза (ТС). Развитие автосборочных предприятий в Казахстане осуществляется за счет кооперации, как с российскими, так и с иностранными автопроизводителями.

Легковое автомобилестроение Беларуси развито в меньшей степени, чем в РФ или Казахстане. Однако благодаря заинтересованности государства в развитии этой отрасли в ближайшем будущем следует ожидать существенного роста производства легковых автомобилей за счет начала функционирования на территории Беларуси автосборочных предприятий иностранных производителей.

В этой связи существующий в ТС и ЕЭП режим "промышленной сборки" автомобилей дает иностранным автопроизводителям, строящим заводы в этих странах, льготы в виде сниженных импортных пошлин на автокомпоненты в обмен на соблюдение требований по локализации производства на единой таможенной территории.

- Как вы оцениваете перспективы развития кооперации, с учетом подписанного Договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в таком межотраслевом комплексе, как автомобилестроение, и меры по выравниванию экономических условий работы этой "межотраслевой" промышленности в странах-участницах?

- Сегодня РФ, Беларусь и Казахстан осуществляют промышленную сборку автомобилей, руководствуясь разными подходами и на различных условиях. Основные различия в части госрегулирования автомобилестроения заключаются в установленных требованиях по локализации производства, дающих право на ввоз автокомпонентов без уплаты таможенных пошлин или по сниженным ставкам пошлин. Точнее, уровень локализации производства, который необходимо достичь автопроизводителю при получении этих льгот, в Беларуси составляет не менее 50%, в Казахстане не менее 30%, в России не менее 60%, а требования к объемам производства автомобилей составляют 10 тыс., 25 тыс. и 300 тыс. единиц продукции, соответственно. Поэтому возникают неравные конкурентные условия для предприятий, реализующих инвестиционные проекты по промышленной сборке автомобилей на общем рынке государств - членов ТС и ЕЭП.

- Как сделать автомобильный рынок в странах - членах ТС выгодным и перспективным?

- Для этого необходима скоординированная промышленная политика в этой сфере. Совместной рабочей группой трех стран по автопромсборке, созданной Единой экономической комиссией (ЕЭК), подготовлен проект решения Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств "Об условиях применения понятия "промышленная сборка моторных транспортных средств" на территориях государств - членов ТС и ЕЭП". В этом документе предусмотрено закрепление в законодательстве стран ТС нескольких согласованных условий применения понятия "промышленная сборка". Во-первых, уровень локализации произведенных в режиме "промышленной сборки" автомобилей на территории одного из государств - членов ТС и ЕЭП, необходимый для выпуска в свободное обращение таких автомобилей в регионе ЕЭП. Во-вторых, предельный срок действия и заключения соглашений по промышленной сборке, в том числе по отдельным товарным позициям. В-третьих, возможность введения санкций за несоблюдение условий применения режима "промышленной сборки". Проект решения одобрен на заседании Совета ЕЭК 14 мая 2014 года. Вместе с тем этот документ непосредственно связан с договором о ЕАЭС, в котором содержится оговорка, согласно которой изъятия в отношении льгот по промышленной сборке для автосборочных производств Беларуси и Казахстана будут применяться после того, как Высший Евразийский экономический совет утвердит условия применения понятия - "промышленная сборка моторных транспортных средств" на территориях стран - участниц ТС и ЕЭП.

- Какие планы у ЕЭК по дальнейшему развитию автомобилестроения и углублению промышленной кооперации на территории ТС и ЕЭП?

- Комиссия планирует подготовить предложения по созданию условий для производства моторных транспортных средств, соответствующих мировым техническим и экологическим стандартам, стандартам качества (ТР ТС 018/2011). В этой связи, прорабатываются такие вопросы, как создание совместного органа по сертификации, испытательного центра, имеющего аккредитацию на подтверждение соответствия по Правилам ЕЭК ООН (ТР ТС); создание инжиниринговых центров по автомобилестроению на территории государств - членов ТС и ЕЭП. Предстоит также разработать совместную производственную программу по легковому автомобилестроению на основе единых технических норм и стандартов качества, согласования объемов, ассортимента и ритмичности производства и поставок. Также ЕЭК планирует провести анализ отрасли автомобилестроения для развития производства автомобильных компонентов на территории государств - членов ТС и ЕЭП. Результаты этой комплексной работы позволят определить не только потребности производителей моторных транспортных средств в узлах, агрегатах, автокомпонентах и их частях, но также не занятые производителями государств - членов ТС и ЕЭП ниши по их производству.

Реализация этих мер будет способствовать выравниванию условий работы автосборочных производств, работающих в режиме "промышленной сборки", во всех трех государствах ЕЭП, как и развитию кооперации между производителями автомобилей и предприятиями-изготовителями автокомпонентов. Поскольку в расчете уровня локализации в любой стране ТС и ЕЭП будут учитываться автокомпоненты, произведенные в других государствах ТС и ЕЭП. Также сейчас ЕЭК активизируется работа по созданию условий для вовлечения в промышленную кооперацию субъектов малого и среднего бизнеса стран - участниц ТС и ЕЭП. Вместе с тем предстоит сделать еще многое для углубления промышленной кооперации и реализации конкретных кооперационных проектов в этой сфере, в том числе с вовлечением малого и среднего бизнеса трех стран.