Новости

14.07.2014 12:00
Рубрика: Культура

Екатеринбург учредил фестиваль в честь Чайковского

В самый разгар жаркого лета концертный зал филармонии в Екатеринбурге был заполнен до отказа. Здесь придумали и успешно провели новый фестиваль в честь П.И. Чайковского.

То, что будущий композитор родился в уральском городе Воткинске, - факт более или менее известный. А вот о том полтора года своего детства он провел в Алапаевске под Екатеринбургом, вспоминают гораздо реже. А между тем, именно в этом городе находится один из лучших региональных музеев страны: в сохранившемся доме воссоздана атмосфера быта большой семьи Чайковских. Желание екатеринбуржцев поднять на щит и по-новому осмыслить феномен великого русского композитора понятно: городу не очень повезло на выдающихся земляков, деятелей культуры прошлого. В преддверии большого юбилея - а в будущем году Петру Ильичу исполняется 175 - и возникла эта идея нового музыкального фестиваля.

Его программу открыл давний друг Свердловской филармонии Денис Мацуев, который признался, что в Екатеринбурге он уже в 28-й раз! Знаменитый пианист и лауреат Конкурса Чайковского прибыл не только дать концерт, но и принять участие в мероприятиях Иннопрома, проходившего параллельно фестивалю. На стенде Свердловской области 5-й международной промышленной выставки состоялась дискуссия о том, как культура может продвинуть имидж региона. Зашел разговор и новом концертном зале, который так необходим городу.

Кроме Мацуева и министра культуры Павла Крекова в разговоре неожиданно принял участие известный телеведущий и спортивный комментатор Дмитрий Губерниев. Еще большее изумление он вызвал вечером, выйдя на филармоническую сцену в качестве конферансье - открыть сольный клавирабенд Мацуева. О композиторе он без обиняков выразился "наш и ваш земляк Чайковский", подчеркнув, что цель фестиваля - "сделать мир чуточку лучше". Любимый всеми цикл Чайковского "Времена года" прозвучал в текуче-прихотливом ритме сменяющих друг друга образов, еще была мечтательная "Крейслериана" Шумана и супервиртуозные пьесы Стравинского из балета "Петрушка". Публика зашлась в аплодисментах, и пианист щедро подарил ей пять бисов. В последнем - импровизации на темы джазовых стандартов - эллингтоновский "Караван" под пальцами Мацуева мчался со скоростью международного экспресса.

Следующий день принес встречу с еще одним лауреатом, на этот раз последнего Конкурса Чайковского - Даниилом Трифоновым. Не менее ожидаемым стало знакомство и с новым музыкальным коллективом: международный молодежный "Чайковский-оркестр", состоящий из юных музыкантов 15 стран - итог Летней оркестровой академии, проходившей в Екатеринбурге накануне. Наставником и худруком академии стал Олег Каэтани, дирижер с европейской известностью, сын выдающегося музыканта Игоря Маркевича, учившийся дирижерскому ремеслу у Кирилла Кондрашина и Ильи Мусина. Сложнейшую программу из произведений Чайковского ("Франческа да Римини", Вторая симфония, Торжественная увертюра "1812 год" и Первый фортепианный концерт) юные оркестранты осваивали в течение девяти дней. С ребятами занимались известные педагоги, как европейские, так и российские, мастер-классы сменялись индивидуальными занятиями и групповыми репетициями.

Завершал екатеринбургскую часть фестиваля Уральский филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса, а солировал известный скрипач из Бельгии Борис Белкин. В прошлом, свердловчанин, он не забывает малую родину, но с момента его предыдущего выступления прошло почти пятнадцать лет.

Финал фестиваля был ознаменован выездом молодежного "Чайковский-оркестра" в Алапаевск и его выступлением на празднике open-air в Музее-заповеднике деревянного зодчества в селе Нижняя Синячиха. Для молодых людей, многие из которых приехали в Россию впервые, эта поездка стала настоящим приключением. Юные музыканты со всего мира не только штурмовали профессиональные высоты, но и знакомились с уральской столицей, представившей все варианты летней погоды, от жары до почти осеннего холода с дождем. А еще под руководством выходцев из Кубы и Венесуэлы они учились… танцевать сальсу! Подружившись, почувствовали себя единой командой, что для качественного оркестра - самое главное.

Первый опыт проведения летнего фестиваля в Екатеринбурге, прошедшего под девизом "Чайковский ближе, чем ты думаешь", подтвердил непреложный факт: любовь к музыке русского гения у нас по-прежнему неизбывна и беспредельна. И потребность в ней не исчезает даже в классическую пору каникул и отпусков.

Прямая речь

Как вы относитесь к идее фестиваля Чайковского на Урале?

Олег Каэтани: Хорошо отношусь. Чайковский был здесь счастлив. Может быть, это единственная пора его жизни, когда он был по-настоящему счастлив. И это время дало ему силы и вдохновение на будущее. Вы знаете, что, когда ему было 50 лет, он хотел сюда вернуться? Этому не суждено было осуществиться, но он не раз вспоминал об этом месте. Я часто думаю, что именно здесь, гуляя среди этой прекрасной природы, ему впервые начали приходить в голову его музыкальные идеи. Известно, что именно здесь он начал не только играть на фортепиано, но и импровизировать. Это меня глубоко трогает: я понимаю, что все начиналось не в Петербурге, а именно здесь, на Урале. Здесь жила их большая счастливая семья. У него была гувернантка Фанни Дюрбах. И эта француженка, с которой после смерти Петра Ильича встречался его брат Модест, тоже говорила, что на Урале с семьей Чайковских она была счастлива, как больше нигде. Так что новый фестиваль - это хорошо, и хотя ваша консерватория носит имя Мусоргского, мне кажется, все здесь дышит Чайковским.

Известно, что у вас особые отношения с музыкой Чайковского, и вы записали все его симфонии…

Олег Каэтани: Да, а еще и "Манфреда", и несколько опер. На Западе знают только "Евгения Онегина" и "Пиковую даму", а я дирижировал другими операми. Сделал первое исполнение "Орлеанской девы" во Франции - это ведь там национальная героиня. А вообще, он самый популярный композитор, наравне с Бетховеном. Если фамилия "Чайковский" стоит в программе концерта, то хоть где - в Америке, в Азии, в Японии - публика будет. Я как дирижер могу себе позволить исполнять любые его сочинения, даже недостаточно известные: Первую сюиту, Второй фортепианный концерт, "Бурю", балетную музыку из опер - организаторы концертов всегда согласны. Люди придут. Я знаю столько людей, которые его любят: простых, не имеющих отношения к искусству, интеллектуалов, которые, как Булез, относятся сложно… Может быть вы, русские даже до конца не понимаете, как Чайковский любим и популярен во всем мире. Больше, чем Шуман, Шопен, Гайдн или Равель… А еще Чайковский - универсален: он достиг вершин в каждом из музыкальных жанрах. У него нет неудач, он велик во всех формах, это же невероятно! Например, у Моцарта был отец, возивший мальчика по всей Европе. А Чайковский в том же возрасте жил в Алапаевске, в глуши, на природе. И стал таким великим. Для меня это - чудо.

Последние новости