Госдума готовится усилить борьбу с нелегальными извозчиками

Госдума готовится внести свой вклад в борьбу с нелегальными такси, именуемыми "бомбилами". Полигоном для отработки методов борьбы с нелегалами может стать Севастополь. Подробности "РГБ" рассказал первый зампред Комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак.

Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию с нелегальными такси на улицах городов?

Михаил Брячак: Нелегальный извоз продолжается, его объемы не снижаются, и мер, принимаемых государством, оказалось недостаточно. Нужны дополнительные меры как на федеральном, так и на региональном уровне, главные задачи которых - добиться безопасности, качества и доступности поездок на такси для людей.

В чем причина такой живучести таксистов-нелегалов?

Михаил Брячак: Спрос, который существует на таксомоторные перевозки, создает предпосылки, чтобы нелегальные извозчики оставались на рынке. Их главный козырь - доступность и цена. Это значит, что необходимо создавать преимущества для легальных такси, которые позволили бы им повысить свою конкурентность именно по этим параметрам. Эти преимущества могли бы заключаться прежде всего в допуске к пунктам зарождения массовых пассажиропотоков, в частности, это вокзалы, аэропорты, другие места скопления людей. Эти места должны быть доступны только легальным перевозчикам. Еще одна мера - льготное налогообложение, получение разрешения на работу по минимальным ставкам, для того чтобы они имели минимальное воздействие на себестоимость легальных перевозчиков. Важна и роль контрольных и правоохранительных органов. Нужны и жесткие меры по контролю за состоянием автомобиля, введение которых поставит запрет для многих нелегалов не только на извоз, но и вообще на выезд на дорогу. "Пробным шаром" может стать закон о пассажирских перевозках таксомоторным транспортом города Севастополь, работа над которым уже завершается. В ближайшее время проект этого закона пройдет общественные слушания и будет внесен в Законодательное собрание Севастополя.

Насколько корректно отталкиваться именно от Севастополя, города режимного и потому более контролируемого?

Михаил Брячак: Пример с Севастополем не случаен. Это раньше он был закрытым городом, сегодня это совершенно открытый город с массой приезжих и очень активным пассажиропотоком. Поэтому он и может стать прекрасным примером того, как местные власти при желании могут решать проблемы, связанные с выведением из теневой сферы таксомоторного транспорта. Получится в Севастополе - получится и везде.

А как выгонять нелегалов?

Михаил Брячак: В законопроекте есть отдельный пункт, регулирующий эти отношения. Это раздел, предусматривающий контроль за деятельностью такси. Он должен осуществляться и через ГИБДД, и через органы внутренних дел. И есть уже вполне работающие технологии, которые пресекают деятельность нелегальных такси. В проекте закона об этом сказано дословно следующее: "В установленном порядке осуществлять выдачу перевозчикам разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковыми такси". Сегодня такой системы в России нет, разрешений не выдается. Когда они будут выдаваться, ситуация у перевозчиков, не располагающих подобным документом, будет принципиально иная, более сложная, чем сейчас. Кроме того, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров легковыми такси, выдаются предписания, которые позволяют по определенным признакам выделять тех, кто работает нелегально, и информировать об этом контрольные органы. Уполномоченные органы, согласно разрабатываемому проекту севастопольского закона о такси, взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля. Это прокуратура, ГИБДД, Ространснадзор, ФСИН, а также полиция в согласовании с профсоюзными организациями. Путем проведения совместных плановых и внеплановых проверок на заранее выбранных объектах и должны выявляться нелегальные такси.

Вернемся к привилегиям для легальных перевозчиков. Что именно могло бы им помочь в наибольшей степени?

Михаил Брячак: Ставится вопрос о возможности легальных такси ездить по выделенным полосам для общественного транспорта. В Севастополе такая практика уже имела место ранее, мы будем добиваться подобного порядка и сейчас. Я думаю, это необходимо внедрять и в других городах России. Я вполне допускаю, что для легальных такси надо применять такие же меры поддержки, как и для муниципального общественного транспорта, хотя бы то же право ездить по выделенным полосам.

А к чему вообще эта борьба с "бомбилами"? Говоря языком современной экономики, в рынок они вписались, спрос на них есть, помощи они не просят, сами себя кормят. Может, пусть уж работают?

Михаил Брячак: Необходимость борьбы с нелегалами обусловлена целым комплексом причин. Во-первых, и это главное, безопасность движения. Все легковые такси, которые работают легально, проходят доскональный технический контроль. Они вынуждены выдерживать все заявляемые государством технические параметры состояния своих машин. Водители должны подтверждать свой уровень профессионализма. Про нелегалов ничего подобного сказать нельзя. Нередко состояние их машин просто ниже всякой критики, и по-хорошему их вообще элементарно нельзя допускать просто к выходу на дорогу. Судите сами: нередко нелегалы, многие из которых к тому же вообще пребывают в России без каких-либо на то правовых оснований, покупают примерно за 1 тыс. долларов автомобиль, который уже пора сдавать на утилизацию, и за месяц отбивают свои расходы. О какой безопасности перевозок в таком случае вообще можно вести речь? При этом в смысле экономики они находятся в явном выигрыше в сравнении с легальными таксистами. Они не платят ни копейки налогов, не тратятся на техобслуживание машин. И эта экономия снижает уровень безопасности клиентов.