Чтобы воспользоваться им, необходимо "залогиниться" в соцсети и выпустить виртуальную платежную карту, предназначенную исключительно для оплаты товаров и услуг в Интернете. Карта не имеет физического носителя - она существует в виде реквизитов, то есть номера карты, причем привязанного к номеру мобильного телефона. Пополнить виртуальную карту можно двумя способами - через лицевой счет мобильного телефона либо с помощью другой карты. Безопасность транзакций обеспечивает динамичный CVC2 код, который приходит по смс и действует в течение часа либо до первой покупки/транзакции.
Платежи с помощью нового средства не будут считаться анонимными, поэтому на них не будет распространяться действующее ограничение в 15 тыс. рублей. По закону необходимо идентифицировать физлица, переводящие друг другу деньги, - как отправителя, так и получателя. Сделать это могут банки, банковские платежные агенты, организации почтовой связи и сотовые операторы. Последней опцией и воспользовались авторы нового платежного инструмента - верификацию будет осуществлять сотовый оператор. Виртуальная карта пользователя будет даже содержать в своем номере номер мобильного телефона владельца.
После того как карта оформлена, можно выбирать из своего списка друзей получателя перевода. Ему придет защищенная ссылка, которую можно либо запостить на стене, либо отправить в личных сообщениях. Никто, кроме адресата, воспользоваться ссылкой не может, так как она содержит ID-пользователя. Чтобы использовать перевод, получатель должен зарегистрировать свою виртуальную карту - деньги "приземлятся" туда, после этого сразу можно приступать к покупкам.
Многие игроки финансового рынка активно используют соцсети в разных аспектах - прежде всего для продвижения собственных услуг, а также для транзакций между двумя электронными кошельками. Однако сам платеж до сих пор шел по другим каналам, то есть транзакция рождалась вне соцсети. Новое же решение позволит обмениваться деньгами людям, у которых электронных кошельков нет. Но зато есть аккаунт. Пока решение доступно только в соцсети "ВКонтакте", но уже в ближайшее время, как ожидается, она будет распространена и на другие - Facebook, Instagram и т.д. В течение пилотного периода - 90 дней - переводы будут бесплатными, а после этого начнет действовать комиссия в 1%. По словам авторов нового решения, они используют уже существующую огромную инфраструктуру соцсетей, за счет чего могут использовать небольшую комиссию как свое конкурентное преимущество.
"Соцсети отличаются от всех других клиентских кластеров в Интернете, - отметил генеральный директор "МОБИ.Деньги" Иван Кузнецов. - Человек заходит, например, в "Яндекс", и у него есть прагматическая задача - что-то найти, расписание поездов или пробки. Он это нашел и вышел. А в соцсети человек живет, проводит там много времени, общается, играет в игры. Это важная эмоциональная часть жизни". Новая платежная технология во многом опирается именно на эту эмоциональную составляющую - спонтанные решения людей поделиться не только своими чувствами, но и деньгами. Эмоций добавляет то, что к ссылке можно прикрепить фото, видео или музыку. По замыслу разработчиков, этот канал принципиально отличается от существующих сегодня в электронном пространстве платежей за ЖКХ или мобильную связь. В первую очередь таким способом удобно оплачивать подарки, а также можно попросить денег в долг и быстро их вернуть. Также большой потенциал у инструмента в благотворительности и любых других коллективных сборах средств, а в перспективе таким образом можно будет оплатить любые онлайн-покупки.
По данным J'son&Partners Consulting, за 2013 год суммарный оборот платежей через карты и электронные платежные системы составил 6,5 трлн руб. Причем в последние пять лет изменилось соотношение платежей через эти каналы. Если в 2008 году оборот был приблизительно сопоставим, то в дальнейшем была тенденция к росту платежей с помощью карт. Каждый год оно увеличилось и в прошлом году достигло 63% от общего объема. "Мы не ожидаем значительных колебаний этого соотношения в ближайшие пять лет. Оба канала в прошлом году прибавили по 27%", - отметил Сергей Золкин, ведущий консультант направления "Финансовые услуги и ИКТ-сервис" J son&Partners Consulting. При этом он подчеркнул, что в прошлом году на дистанционные финансовые сервисы впервые пришлось более половины оборота рынка электронных платежных систем. Уже через четыре года, как ожидают аналитики, она составит 70%. Изменилась и структура платежей - если в 2008 году мобильная связь составляла 64%, то в прошлом году - уже 32%, а переводы, наоборот, увеличили свою долю с 23% в 2008 году до 41%.
К 2018 году, считают в J son&Partners Consulting, переводы будут составлять 53% рынка. По словам Золкина, рынок электронных платежных систем будет расти преимущественно за счет дистанционных финансовых сервисов. Платежные терминалы потеряют свои преимущества. "Все больше игроков рынка стараются подключить большое число сервис-провайдеров, услуги которых можно оплатить дистанционно, а также добавляют новые способы ввода и вывода денег. Важную роль сыграло и подключение возможности выпуска виртуальных карт", - отметил он.