04.08.2014 23:45
    Поделиться

    Россия будет продвигать свою продукцию на внешние рынки

    Государство поддержит продвижение на зарубежные рынки российской продукции с высокой добавленной стоимостью.

    Одновременно будут более активно развиваться торговые и инвестиционные связи России с БРИКС и другими развивающимися странами, заинтересованными в российских высокотехнологичных товарах. Эти меры вызваны попытками усилить экономическое давление на Россию со стороны ряда стран Запада. Такие оценки высказал на конференции в Москве президент Торгово-промышленной палаты РФ, председатель Делового совета БРИКС Сергей Катырин.

    Решение активизировать внешнеэкономическую политику РФ было принято на совещании у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева 23 июля. "Рекомендованные меры, - отметил Сергей Катырин, - это своего рода "точка отсчета" в серии мероприятий по продвижению интересов российского бизнеса на внешних рынках в условиях санкций". "Кроме того, российский бизнес нуждается в подробной аналитической и справочной информации по зарубежным рынкам товаров и услуг, по возможным нишам для российских товаров. Как и по условиям ведения бизнеса, инвестиционного сотрудничества", - пояснил он "РГБ".

    Также среди этих мер - назначение глав деловых советов РФ по сотрудничеству на должность заместителей руководителей двусторонних межправкомиссий. Кроме того, предстоит расширение сети зарубежных торгпредств РФ и их функций, особенно по защите интересов России и российского бизнеса. Число торговых представительств России за рубежом сейчас не превышает 55, в 2015 г. этот показатель может составить 65. Кстати, количество зарубежных торгпредств, например, у КНР - 140, США - 132, Франции - 113, Японии - около 80, Тайваня - 65.

    Что касается продвижения несырьевого экспорта, то его объем, по данным ТПП и Минэкономразвития России, пока растет на 2% в год, хотя правительством РФ поставлена задача 6-процентного роста этого сектора. Отметим, что по доле товаров с высокой добавленной стоимостью в экспорте Россия пока уступает всем другим странам БРИКС. Поэтому, по мнению Сергея Катырина, более активное товаропродвижение на зарубежных рынках связано с необходимостью, во-первых, изменения товарной "начинки" российского экспорта и в целом экономики страны. И во-вторых - минимизации возможного ущерба от "санкционного" давления на РФ. Эта комплексная работа идет, например, в других странах БРИКС, регионе ШОС, в регионе Азиатского Давоса ("Форум Боао" в КНР), на латиноамериканском направлении.

    Между тем отнюдь не все страны Запада участвуют во вводимых санкциях против РФ. Скажем, не участвующие в ЕС и еврозоне Швейцария и Исландия активно участвуют в ряде агропромышленных и научно-технологических проектов в России. Посол Швейцарии в РФ Пьер Хельг пояснил "РГБ", что сотрудничество с регионами России в экономике и научной сфере - в числе приоритетных направлений для швейцарского бизнеса. А в Норвегию, тоже не входящую в ЕС и еврозону, например, пришли работать на норвежском шельфе "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть". "И против них нет никаких действий", - говорит торговый представитель РФ в Норвегии Тамара Чернышова. Соседняя с Норвегией Финляндия тоже настроена на развитие экономических связей с Россией. Как заявил на днях торгпред РФ в Хельсинки Валерий Шлямин, глава рабочей группы по нефти и газу российско-финляндской межправкомиссии Микко Ниини представил этой комиссии проект 14 финляндских компаний Team Arctic Finland, предусматривающий участие бизнеса Суоми в освоении арктической зоны России. Плюс к тому крупные инвестпроекты в России, в том числе в Крыму, планируют компании Франции, Голландии, Австрии, Италии, Испании, Южной Кореи, ряда других промышленно развитых стран.

    Пожалуй, главное достижение в плане внешнеэкономической политики РФ в 2014 году - это, как уточнил "РГБ" Сергей Катырин, создание странами БРИКС общих банка развития и пула валютных резервов. Что позволит гарантировать финансирование многосторонних инвестпроектов. "Причем во всех странах группы наиболее актуальны, во-первых, инфраструктурные проекты, особенно по строительству стальных магистралей. Так, бизнес РФ может принять участие в создании единой железнодорожной сети в Бразилии и южноафриканском регионе. А во-вторых - проекты по развитию промышленного экспорта и импортозамещению", - говорит он.

    По оценкам ТПП РФ и Делового совета БРИКС, на межгосударственном форуме БРИКС в Уфе в 2015 году российская сторона предложит более 30 инвестиционных проектов для финансирования по линии банка развития БРИКС. Аналогичные предложения других стран этой группы превысят в целом 40 инвестпроектов.

    Но основным направлением для российского бизнеса, несмотря на "санкционный нажим" США и ЕС, по-прежнему остается регион Евросоюза. "Этот рынок сегодня занимает более 47% по импорту и 53% по экспорту России, - отметил Сергей Катырин. - Европа тоже не заинтересована в ухудшении отношений с нашей страной: для ЕС Россия - третий торговый партнер". Поэтому, по его мнению, серьезных шагов к разрыву отношений пока нет. "Что же касается реальных последствий от санкций США, заказы от российских компаний на оборудование стали поступать вместо американских - российским фирмам, что способствует реиндустриализации страны", - подчеркнул он.

    Однако санкционный нажим косвенно касается стран - партнеров РФ по Таможенному союзу и в целом по ближнему зарубежью. "Сейчас санкции США и ЕС формально касаются только России, - уточнил "РГБ" глава ТПП РФ. - Но в них наверняка содержится намек на то, что другим странам лучше бы воздержаться от активного развития экономических связей с РФ. Этот "негласный" намек распространяется не только на страны Таможенного союза и СНГ, но и на страны дальнего зарубежья".

    Впрочем, наряду с нынешними санкциями против России и Таможенного союза в целом, по оценкам Евразийской экономической комиссии и ТС, с 1995 года введено, в основном в развитых странах, около 30 "обычных" ограничительных мер (антидемпинговые пошлины, квоты и т.п.). А в целом сегодня действует свыше 90 таких мер (см. диаграмму). Причем большинство из них ограничивают доступ на зарубежные рынки, заметим, не сырьевой, а промышленной продукции из ТС (товары металлургии, станко-, приборостроения, химпрома). По оценкам минэкономразвития и ТПП РФ, ежегодный ущерб от этих мер доходит до $500 млн, но большинство из них необоснованны и были приняты с нарушением международных торговых правил. Поэтому страны ТС намерены оспаривать эти ограничения в профильных международных инстанциях.

    Поделиться