Алтайские автолюбители усомнились в ОСАГО
Все равно в суд идти
Уже год как региональный рынок ОСАГО лихорадит. Но если быть точнее, то проблемы у алтайских автовладельцев начались еще три-четыре года назад, когда страховщики стали в массовом порядке не доплачивать положенные компенсации на ремонт пострадавших в ДТП машин. Автор этих строк почти год судилась с "Росгосстрахом", чтобы добиться возмещения ущерба в полном объеме. А с прошлого лета страховые компании в Алтайском крае вообще резко сократили выдачу страховок. Под разными предлогами (нет бланков, не хватает документов) они стали отказываться страховать обязательную автогражданскую ответственность либо требовали приобрести дополнительные услуги, например полис страхования жизни. В результате на региональном рынке был создан искусственный дефицит, автовладельцы выстроились в очередь , возросло количество обращений в суды и контролирующие органы. Подобная ситуация, кстати, сложилась и в соседних регионах - Омской и Кемеровской областях ("РГ" писала об этом в номере "Экономики Сибири" от 10 июля).
И в прокуратуре Алтайского края, и в краевом управлении ФАС подтвердили, что отказ страховать и навязывание услуг незаконны. И советуют автовладельцам обращаться в Роспотребнадзор за защитой своих потребительских прав. Но оказалось, что и там не могут применить к страховщикам никаких санкций. Единственный выход - обращаться в суд. В соседнем Красноярском крае автолюбитель из города Назарово уже создал судебный прецедент: страховую компанию обязали заключить с ним договор ОСАГО, да еще и оплатить штраф, моральный вред и судебные издержки. Но если каждый водитель для оформления страховки будет обращаться в суд, а потом еще судиться, чтобы получить возмещение ущерба после ДТП, то теряется сам смысл системы обязательного автострахования.
- Мы вернулись в те времена, когда ОСАГО еще не было, и автовладельцам приходилось в судах решать вопрос возмещения ущерба от ДТП, - говорит представитель Федерации автовладельцев России в Алтайском крае Виктор Клепиков. - Тогда зачем нам такая система обязательного автострахования, при которой проблем у автовладельцев стало больше, чем было до ее введения? Не лучше ли вообще отказаться от содержания страховых компаний и напрямую регулировать отношения между участниками ДТП в судебном порядке?
Основные новшества
Но эксперты уверены, что система автострахования нужна, иначе при нынешнем количестве автомобилей и росте ДТП суды просто захлебнутся в "аварийных" делах. Да и получить компенсацию ущерба со страховой компании все-таки проще, чем с физического лица: виновный в ДТП со своего небольшого дохода может годами рассчитываться с пострадавшими. Надо только отладить систему ОСАГО так, чтобы она удо-влетворяла запросам автовладельцев и была выгодна страховщикам. Именно на это направлены изменения, внесенные в закон.
Первые поправки уже вступили в силу: с августа владельцы автомобилей, разбитых в ДТП без пострадавших и с двумя участниками, будут получать компенсацию в своей страховой, а не в компании виновника аварии. По мнению законодателей, это должно повысить ответственность страховщиков перед своими клиентами. Кроме того, оформить ДТП по "упрощенке", без вызова ГИБДД, теперь можно при ущербе до пятидесяти тысяч рублей (ранее лимит составлял 25 тысяч рублей). Главное, чтобы у участников не было разногласий по поводу обстоятельств аварии и они смогли бы на глаз определить, что материальный ущерб не превышает пятидесяти тысяч. В октябре вступят в силу поправки, повышающие максимальный размер компенсации материального ущерба по ОСАГО со 120 до 400 тысяч рублей. Следом должны подрасти и тарифы на автострахование - по предварительным оценкам Центробанка, примерно на 25 процентов.
Всех проблем закон не решит
В целом эксперты положительно оценивают эти изменения. Правда, предстоящее повышение тарифов вызвало неодно-значную реакцию. Замдиректора по страховым рейтингам агентства "Эксперт РА" (RAEX) Наталья Данзурун считает, что нынешний кризис на рынке обязательного автострахования вызван убыточностью этого вида бизнеса, и 25-процентный рост тарифов не решит проблему повышения его доходности - ставки надо поднимать на сорок-шестьдесят процентов. Сегодня, по данным RAEX, ОСАГО убыточно в 38 регионах страны, в том числе и в Алтайском крае, а после увеличения лимита количество убыточных регионов может превысить пятьдесят.
- Если тарифы не привести в соответствие с растущими выплатами, то страховщики откажутся от такого нерентабельного бизнеса, и тогда кризис распространится на всю Россию, а недовольство автовладельцев станет массовым, - прогнозирует Наталья Данзурун.
Этой же точки зрения придерживаются и в Российском союзе автостраховщиков (РСА). По словам президента РСА Павла Бунина, при нынешних тарифах дефицит средств на покрытие ущерба по ОСАГО уже составляет 11,8 процента. После повышения лимита выплат до 400 000 рублей дефицит возрастет до 43,4 процента.
- Изменение тарифной политики в сфере ОСАГО, принятие порядка проведения независимой технической экспертизы и претензионного порядка рас-смотрения споров, точечное рас-пространение закона "О защите прав потребителей" и прямое возмещение убытков - это "первая экстренная помощь", необходимая для выживания рынка ОСАГО, - подчеркивает Павел Бунин.
А вот представители Федерации автовладельцев России выступают против повышения тарифов.
- О каком 25-процентном, а тем более 40-60-процентном, подорожании ОСАГО может идти речь, когда в регионах стоимость страховки уже и так выросла на сто процентов? - недоумевает Виктор Клепиков. - Страховая компания вдвое подняла стоимость моего полиса ОСАГО: если в прошлом году страховка без ограничений на мою машину стоила 4,5 тысячи рублей, то в этом году - уже девять тысяч. Страховщик заявил, что не может сделать мне скидку в сорок процентов за безаварийную езду, хотя ДТП у меня не было, и понизил мой тринадцатый класс до третьего. Помимо этого, он пытался еще навязать дополнительные услуги по страхованию жизни. Конечно, мы надеемся, что нынешние законодательные инициативы хоть как-то улучшат ситуацию на рынке ОСАГО. Но я думаю, что в регионах страховщики вряд ли откажутся от уже обкатанных за последние годы и не совсем законных приемов в работе с автовладельцами.
Максим Ханжин, президент Ассоциации по защите прав автострахователей:
- На рынке автострахования сегодня сложилась кризисная ситуация, и нынешнее изменение законодательства лишь отчасти будет способствовать ее разрешению. Несомненно, положительную роль сыграет введение безальтернативного прямого урегулирования убытков при ДТП. Ведь страховщики теперь не смогут переложить ответственность по компенсации убытков на страховую компанию другого участника ДТП. Плюс и в том, что увеличатся лимиты по выплатам. Но всех проблем это не решит. Сегодня нет единой методики расчета материальных убытков, что позволяет страховым компаниям занижать выплаты. Сейчас Российский союз автостраховщиков разрабатывает такую методику, но она пока далека от совершенства. Увеличение тарифов на 25 процентов также кардинально не изменит ситуацию. Из-за убыточности ОСАГО добросовестные страховщики покидают этот сегмент рынка, а остаются те, кто пытается вести не совсем честную игру. Если бы бизнес был прибыльным, то страховые компании не отказывались бы в массовом порядке работать в этом сегменте. Поэтому требуется продуманная тарифная политика. В целом же нам нужна единая стратегия по выводу рынка автострахования из кризиса. Необходимо выработать не только единую систему расчета убытков, но и создать механизм натурального возмещения, когда страховые компании будут организовывать качественный ремонт автомобилей. Конечно, на выстраивание и реализацию этой стратегии потребуются годы, но главное, чтобы она дала свои результаты.
Тем временем
Правительство РФ сейчас готовит изменения в правила установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте автомобилей, застрахованных по ОСАГО.