В России снова заработала программа утилизации старых автомобилей
Получить компенсацию за предоставление скидок покупателям смогут все производители автомобилей 2014 года выпуска, проданных в период действия программы. Для автовладельцев, которые захотят сменить старый автомобиль на новый, ограничений по возрасту транспортного средства и сроку владения им не предусмотрено. Однако если покупатель захочет приобрести у дилера авто по системе "трейд-ин", старой машине должно быть не менее шести лет.
Премия для владельцев будет зависеть от типа автомобиля. Для легковушек она составит 50 тыс. руб. при снятии автомобиля с учета и сдаче его в утилизацию, при продаже в "трейд-ин" - 40 тыс. руб. Покупателям внедорожников, легких коммерческих автомобилей и грузовиков повезло больше - они смогут сэкономить до 350 тыс. руб.
По оценкам минпромторга, реализация программы позволит увеличить производство автомобилей в этом году на 173,6 тыс. единиц и существенно скорректирует прогнозируемый спад производства. Одной из причин падения российского автомобильного рынка в ведомстве считают дефицит доступного финансирования для потребителей. В министерстве также обращают внимание, что 40% легковых и более 50% коммерческих автомобилей (грузовые, автобусы и LCV) составляют транспортные средства в возрасте старше десяти лет. При этом показатель ежегодного выбытия автопарка остается достаточно низким - 2,5% (среднемировой показатель 6-7%).
Участники рынка возобновление программы воспринимают позитивно. "Безусловно, программа утилизации окажет благотворное влияние на авторынок и приведет к повышению спроса, - считает руководитель департамента продаж автомобилей с пробегом ГК "РОЛЬФ" Алексей Баринов. - Однако эта программа больше ориентирована на региональных дилеров". По словам эксперта, в Москве и Санкт-Петербурге автопарк моложе, поэтому в этих городах влияние программы будет не так заметно. Кроме того, чем больше в портфеле дилера премиальных брендов, тем меньшее значение для него будет играть утилизация, добавил Баринов.
Первый вице-президент ГК "АвтоСпецЦентр" Алексей Тузов считает, что программа должна помочь сгладить проблемы, возникшие на фоне общей стагнации авторынка и у заводов, и у дилеров, которые в начале года из-за трудностей со сбытом машин начали проводить сокращение штата: "Размер скидки составит от 40 тыс. до 350 тыс. рублей. Для Москвы сумма, конечно, не очень большая, а вот в регионах, я думаю, программа будет пользоваться популярностью". Эксперт добавил, что возобновление программы особенно актуально для сегмента коммерческого транспорта, где отмечается заметный спад продаж.
Падение продаж автомобилей в этом году действительно существенно. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых автомобилей и LCV в России снизились в июле на 22,9%, а за 7 месяцев - на 9,9%. В первом полугодии замедлился и импорт легковых автомобилей в Россию - по данным ФТС, по объему он упал на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в денежном выражении на 17%.
По оценкам PwC, в первой половине 2014 года продажи легковых автомобилей в России снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7% в штучном выражении и на 3% в денежном. Директор практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC в России Сергей Литвиненко отметил, что рынок в первой половине года демонстрировал противоречивую динамику - умеренное снижение продаж в 1-м квартале и последующее ускоренное падение во 2-м.
По мнению автодилеров, поддержать продажи могло бы возобновление программы льготного автокредитования (минпромторг закрыл ее в декабре прошлого года, посчитав, что основные ее задачи выполнены). В июне Ассоциация "Российские автомобильные дилеры" направляла в минпромторг письмо с просьбой возобновить программу. В нем, в частности, отмечалось, что продажи по отдельным маркам в мае сократились очень значительно: Ford - на 56%, Citroen - на 40%, Honda - на 41%, Peugeot - 39%. Ассоциация предлагала не только возобновить программу, но и расширить ценовой коридор приобретаемого автомобиля до 1 млн руб. (вместо 750), а также ужесточить требования к заемщикам.
Пока, впрочем, реализовалось только последнее пожелание, и на льготные кредиты рассчитывать не приходится. Если в период действия госпрограммы льготного автокредитования можно было получить кредит по ставке 5%, то сегодня в среднем минимальная ставка составляет 14-15%. При этом, по оценкам Национальной службы взыскания, темпы роста просроченной задолженности по автокредитам в первом полугодии сравнялись с ростом самого авторынка - оба показателя увеличились на 13%. Объем портфеля автокредитов составил 1,4 трлн руб., а просрочено из них 47,6 млрд руб. (это задолженность от 90 дней и "старше").