Водителей могут начать штрафовать за превышение скорости на 10 км/ч
Напомним, что сейчас, чтобы получить штраф, надо превысить скорость более чем на 20 км/ч. МВД не просто так занялось подготовкой соответствующих корректировок в многострадальную 12-ю автомобильную главу Кодекса об административных правонарушениях. Подготовить такие предложения было поручено Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. Ее глава - первый вице-премьер Игорь Шувалов.
Предполагается, что поправки, которые будут направлены в Госдуму, изменят лишь одну часть статьи 12.9 КоАП. Она будет наказывать штрафом в 500 рублей за превышение скорости не от 20 до 40 км/ч, а от 10 до 40.
Поправки, благодаря которым водители стали прибавлять к ограничению скорости еще 20 км/ч, вступили в силу 1 сентября прошлого года. Тогда принимался внушительный пакет изменений в 12-ю главу. Такое послабление для водителей было сделано не случайно. Во-первых, первоначально предлагалось введение балльной системы. Если водитель в течение года, нарушая ПДД, наберет некоторое количество баллов, он будет лишен прав на год. Но от балльной системы отказались, а безнаказанный интервал превышения скорости остался.
Была и еще одна причина. Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев превышение скорости фиксируют не сотрудники ГИБДД, а камеры фотовидеофиксации, работающие в автоматическом режиме. А по выявленным ими нарушениям назначается минимально возможное наказание. Поэтому еще до принятия поправок в КоАП наказание за превышение скорости на 10 - 20 км/ч практически перестало применяться. Ведь соответствующая статья предусматривала такое наказание, как предупреждение или штраф 100 рублей. Минимальным наказанием было предупреждение. А его камеры не выносили. Да и судебные приставы уже очень давно перестали взыскивать штрафы в размере 100 рублей. Переписка же между ведомствами обходится дороже.
Требовать возвращения прежней нормы стали местные власти и общественные организации. И те, и другие ссылаются на то, что в результате водители превышают скорость в зоне действия тех или иных ограничений, от чего страдает безопасность пешеходов.
И если защитников прав пешеходов в этом случае понять можно, то местные власти - не совсем. Дело в том, что организация дорожного движения - это их непосредственная обязанность, хотя и не столь ими любимая. У них есть возможность ограничивать скоростной режим так, как этого требует безопасность. Например, в Татарстане, после вступления в силу поправок в КоАП, в городах ограничили скорость до 40 км/ч, и все едут не выше 60.
Около школ, в большинстве случаев установлены "лежачие полицейские", соответственно, стоят знаки, ограничивающие скорость 20 км/ч. Устанавливать "лежачих полицейских" - также обязанность местных властей.
К сожалению, зачастую ограничивают скорость у нас на дорогах совершенно безосновательно. Хорошая трасса, прекрасная видимость, ни пешеходных переходов, ни перекрестков, разрешенная скорость 90 км/ч, и вдруг знак 60. Отчего? Зачем? Непонятно. Да и многие инспектора сами не могут разъяснить появление того или иного дорожного знака.
Пока с подобными предложениями не согласны и некоторые депутаты. Так, по словам первого зампреда Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслава Лысакова, пока нет данных, чтобы однозначно утверждать, что в результате прошлогодних сентябрьских поправок выросли аварийность и количество наездов на пешеходов.
Для начала нужно собрать статистику по всем регионам хотя бы за год и проанализировать ее. Ведь причиной многих ДТП, в том числе и тяжких, становится неправильная организация дорожного движения, необоснованное размещение дорожных знаков.
Лысаков также напомнил о возможности местных властей устанавливать безопасный скоростной режим.
Это можно делать на уровне владельцев дорог. Кстати, совершенно не обязательно менять законодательство на федеральном уровне.