В Орле бесхозные машины вывезут на свалку
Закон не запрещает не пользоваться им по прямому назначению. Приходится идти на уговоры, но не каждый соглашается. У кого-то просто руки не доходят. Допустим, работает человек в Москве и на малой родине бывает наездами, а таких в Орле много. Вот и гниет без присмотра его "железный конь": как правило, дешевые старенькие отечественные модели типа "Жигулей", "Москвичей" или "Оки". Ценности не представляют и стоят, позабытые, позаброшенные.
- Для решения проблемы мы и создали правовой механизм, - рассказал глава администрации Орла Михаил Берников. - Издано постановление, утвержден порядок, в котором четко оговорены полномочия ответственных лиц. Юристы говорят, что установленные документом сроки оптимальны. Но если возникнут трудности, их можно будет пересмотреть.
Речь идет о сроках, отведенных автовладельцам для добровольной эвакуации. Механизм прост. Искать машины будут сотрудники управления городского хозяйства. Жители могут дать наводку, сообщив по телефону о "брошенке", как уже стали называть в Орле такие авто. Данные о машине, модель, номер (если есть) передадут в ГИБДД, где владельца отыщут по базе. Затем ему пришлют уведомление, предложив в течение десяти дней отвезти машину на стоянку, в гараж или на свалку, по его выбору.
Копии акта осмотра (комиссия должна подтвердить, что машина имеет признаки брошенной: к примеру, стоит без колес, стекол или двигателя) и уведомления прикрепят на саму машину. А список "брошенок" с адресами и другими данными обещают регулярно публиковать в прессе и на сайте мэрии. Владелец может найти себя там, если уведомление не дойдет. Если владелец машину не уберет, то ее эвакуируют за бюджетный счет.
- Транспортные средства будут помещать на хранение на специальных стоянках, - говорит Михаил Берников. - Далее документы поступят в суд для признания их бесхозяйными.
Имея на руках такое решение, мэрия вправе принять "брошенку" в муниципальную собственность и распорядиться по своему усмотрению. Когда стоимость авто не превышает пяти МРОТ, в казну его примут постановлением администрации, и дело не дойдет до суда. Если владелец объявится после того, как машину увезли, но до того, как ее приняли в муниципальную собственность, авто вернут, но придется возместить бюджетные расходы на эвакуацию и стоянку. Владелец может объявиться и после того, как суд признает машину бесхозяйной. Муниципальное постановление ничего на этот счет не говорит. По мнению юристов, владельцу придется оспаривать действия властей в суде. Хотя такие процессы уже называют неперспективными. Уборку машин власти начнут с 1 января 2015 года. Во сколько обойдется идея казне, неизвестно. Брошенные автомобили в городе пока никто не считал.
Проблема позабытых или брошенных машин актуальна уже давно. И решить ее пытаются власти всех городов. Ведь эта техника мешает не только коммунальщикам Орла. Однако пока еще ни в одном городе России ее не сумели решить. В той же Москве целые акции проводили на эту тему. И где машины? Все там же. Где акции - канули в Лету. А все дело в том, что в данном случае речь идет не о задержании или аресте, а о конфискации частной собственности. А такой возможности в законах не предусмотрено.
По словам юриста Льва Воропаева, можно весь город обклеить объявлениями, предупреждающими владельца автомобиля о том, что его машина кому-то мешает, можно размещать информацию об этом в СМИ и в Интернете, но никаких законных прав на то, чтобы присвоить себе чужую собственность, у местной администрации нет.
У нас право на частную собственность прописано в Конституции, а Гражданский кодекс защищает это право не хуже, чем право на жизнь. Поэтому какими-то постановлениями местных администраций вопрос не решить. Для суда же необходимо установить факт отказа собственника от этого своего движимого имущества. Если такой факт не установлен, значит, признать частную собственность бесхозной нельзя. И это уже устоявшаяся судебная практика. Не только в Орле изыскивают способы борьбы с брошенными автомобилями. Но суды придерживаются строгой позиции. Нет отказа собственника, значит, машина его. А значит, что-либо делать с ней без его ведома нельзя. В том числе - перевозить на специальные стоянки.
Вот если бы этот собственник нарушил Правила, поставив автомобиль в неположенном месте, тогда - да. Тогда можно машину эвакуировать на штрафстоянку, выставить владельцу счет за транспортировку и хранение авто. Но не забирать автомобиль.
А если машина припаркована без нарушений, а просто кому-то мешает, то необходимо разыскать владельца машины. Если на машине есть номера, сделать это будет гораздо проще. Если номеров нет, собственника можно установить по идентификационному номеру автомобиля. Но у старых "Жигулей" на видном месте его попросту нет. А потребуется искать очень весомую причину, чтобы на законных основаниях открыть капот этого автомобиля без согласия на то автовладельца. Но даже если удалось установить место жительства владельца, необязательно, что он не сменил прописку. А то и вовсе переехал в другой город. Это, однако, не лишает его прав на свою собственность. И, значит, те, кому мешает его автомобиль, должны его найти. Пока у них не будет на руках его отказа от машины, с ней ничего нельзя поделать. Если местные власти перевезут автомобиль на стоянку, то уже им придется расплачиваться с автовладельцем за незаконные действия.
В случае, если собственник автомобиля умер, местной власти придется искать наследников и договариваться о судьбе машины с ними. Как отметил Лев Воропаев, у прокуратуры Орловской области есть все основания проверить законность данного постановления, потому что есть все признаки того, что оно противоречит Гражданскому кодексу.
Подготовил Владимир Баршев