Путин поручил разработать программу развития скоростных магистралей
"Тема вечная, - отметил глава государства. - Она актуальна всегда и везде, но для России тем более - это острый, насущный, жизненно важный вопрос". От его решения зависит рост экономики и успешная реализация практически всех социальных задач.
Этой темой занимаются постоянно, и немало уже сделано: принят соответствующий закон, сформирована нормативно-правовая база для привлечения внебюджетных инвестиций, созданы дорожные фонды - за неполные четыре года удалось удвоить финансовые ресурсы отрасли, а значит, и объемы строительства и реконструкции. Построены сложнейшие дорожные объекты - в том числе для Олимпиады, саммита АТЭС и Универсиады. "До конца 2018 года предстоит реализовать еще один сложнейший мост-переход через Керченский пролив", - напомнил президент.
Отрасль по-прежнему остается проблемной. А нужно сделать ее "опережающей, новаторской, прорывной", убежден Путин. "Чтобы она служила одним из мощных локомотивов развития экономики страны, надо еще многое сделать", - пояснил он. Дороги надо строить в единой логике, чтобы транспортная инфраструктура была рациональной, удобной и надежно связывала всю территорию страны общим транспортным каркасом. Глава государства напомнил, что в Послании Федеральному Cобранию 2012 года была поставлена задача удвоить за десятилетие объем строительства дорог.
Президент обозначил направления, требующие особого внимания. Прежде всего, это соответствие цены и качества объемов дорожного строительства. Тема "всегда была болезненной, вызывала много вопросов в обществе", - не скрывал он. И ее острота сегодня не меньше, убежден Путин. "Государство направляет на строительство и реконструкцию дорог значительные финансовые ресурсы, но отдача от этих вложений порой малоэффективна, - продолжил он. - Даже недавно построенные автодороги нередко не соответствуют требуемым характеристикам и быстро изнашиваются".
Также нужно повысить достоверность и точность сметной документации - здесь многое устарело. Возникают "черные дыры", где исчезают средства, возмутился Путин. Из года в год ремонтируются одни и те же дороги.
"Внедрение инновационных решений пока упирается в бюрократические стены", - констатировал президент. Перед заседанием он осмотрел выставку достижений дорожного хозяйства и был под впечатлением: "Странно даже. Технологии есть, материалы есть, а по бюрократическим соображениям их до сих пор невозможно использовать... Удивительно!"
Еще одна проблема - сохранность дорог: нужно упорядочить движение большегрузных автомобилей, считает Путин. Возмутился президент и необоснованным ростом цен на так называемые инертные строительные материалы - гравий, песок, щебень. "О строительстве или реконструкции дорожного объекта даже еще порой официально не объявили, есть только планы, а оказывается, что все ближайшие земли, пригодные для разработки карьеров, уже скуплены, и в период строительства предприниматели диктуют монопольно высокие цены", - констатировал он. "Надо еще в каждом конкретном случае проверять, с кем аффилированы эти предприниматели", - указал Путин, поручив правительству создать соответствующий механизм.
Рост цен на щебень - 46 процентов, на песок - 79,7. "Это что, инфляция такая?" - удивился глава государства. При перевозке в соседний регион цена песка увеличивается до 90 процентов. В стоимости стройматериалов щебень составляет 20-30 процентов. "Так и напрашивается вопрос о коррупционной составляющей", - сделал выводы Путин. Президент также призвал исключить спекуляции и затягивание с передачей участков под строительство.
Правительству глава государства поручил разработать специальную программу развития скоростных магистралей. Путин напомнил, что на строительство центральной кольцевой автодороги будет выделено из ФНБ 150 миллиардов рублей. С 70 до 25 процентов снижена доля бюджетного финансирования, отметил он и призвал активнее привлекать предпринимателей в отрасль.
Безопасность на дорогах - еще одна очень важная проблема. "Смертность при авариях остается еще высокой", - констатировал президент. Причем часто из-за того, что помощь приходит слишком поздно. Для немедленной передачи информации о ДТП в январе 2015 года будет запущена система "ЭРА-ГЛОНАСС". "Денег на ее эксплуатацию пока не выделено, - недоволен Путин. - Знаю все бюджетные ограничения... Но вещи, на которые затрачены уже миллиарды, не можем бросить на полпути. Это совершенно не по-государственному". Для эффективной работы этой системы нужна устойчивая сотовая связь. "Надо, чтобы все дороги нашей страны были обеспечены бесперебойной мобильной коммуникацией", - указал президент.