В Омске издали книгу о жизни в тылу Первой мировой

В Омске прошла презентация сборника "Первая мировая война", приуроченного к 100-летию с ее начала. В книге впервые опубликованы сведения о жизни тылового города. В сборник, подготовленный специалистами архива Омской области, включено 90 документов и научных статей о госпиталях и формированиях, героях-казаках и благотворительности, беженцах и военнопленных, фронтовом героизме сибирских казаков и настроении населения.

Книга будет интересна историкам и архивистам, преподавателям и студентам, музейным работникам и краеведам.

По словам историков, в период Первой мировой войны в Омске происходило немало значимых событий. Город с населением 137 тысяч человек занимал 19 строку в списке крупнейших городов Российской империи и являлся столицей Акмолинской области. Здесь располагался центр военного округа, крупнейший госпиталь, шло формирование стрелковых дивизий.

В середине лета 1914 года июле в стране была объявлена всеобщая мобилизация.

- Уже 25 июля в городе началось формирование воинских подразделений, - рассказывает один из авторов книги "Первая мировая война" омский краевед Александр Лосунов. - Встать под ружье призывалось все мужское население. Многие здания были отданы под размещение воинских соединений. Например, в двух мужских гимназиях, фельдшерской школе, епархиальном и коммерческом училищах расквартировали полки 11-й и 14-й дивизий. Параллельно шло формирование казачьих полков. К началу второго года войны было сформировано пять дружин ополчения.

Для оказания помощи семьям фронтовиков при городской Думе оперативно был создан специальный комитет, открылись две казенные столовые, где к концу года бесплатно обедало 1500 семей. Родню фронтовиков, также бесплатно, лечили 35 омских врачей.

- Для содействия армии был создан военно-промышленный комитет, - дополняет главный архивист Омска Наталья Храпова. - Одна за другой в городе начали открываться прядильно-ткацкая кошмотканная и сапожная мастерские, завод подков и шипов, упряжи, кожевенное производство, суконная фабрика, выпускающая шинели.

Омичи, отправившие на войну близких, старались обеспечить фронту надежный тыл, активно помогали деньгами. В апреле 1915-го сумма пожертвований составила 53 тысячи рублей. На фронт отправились два вагона с подарками воинам-сибирякам. Больше всего омские бойцы были рады купленному на деньги земляков пулемету.

Возвращаясь в Омск, эшелоны везли тысячи раненых солдат. За полтора года с начала войны город принял 14 тысяч военнопленных и тысячу беженцев. Денег, жилых площадей, кладбищ катастрофически не хватало. Городу грозила эпидемия. Власти начали бить тревогу.

- Омск не может более принять беженцев ввиду полного переполнения всех свободных городских помещений и огромного наплыва войск и военнопленных, - сообщается в донесении градоначальника генерал-губернатору.- Просим ассигновать средства на противоэпидемические мероприятия.

В июне 1915-го года городская Дума принимает решение о постройке лагеря для военнопленных на 10 тысяч человек. В 2016-м, ввиду острого дефицита бюджета, - о замене мясного питания молочным. Идет мобилизация жителей на заготовку дров.

По словам историков, страна к войне оказалась не готова. Ее цели большинству населения были непонятны. По приказу царя все разговоры на эту тему в частях было велено пресекать. Впрочем, несмотря на введенную цензуру, правда о военных неудачах стала просачиваться в тыл. Уже ко второму году сражений омские жандармы стали фиксировать публичное недовольство граждан по поводу царской политики. Масла в огонь подливали голод, болезни, разруха, спекуляция. В городе процветала нелегальная торговля самогоном (на время военных действий в империи был введен сухой закон).

Статисткой, сколько омичей ушло на войну и сколько вернулось домой, Омский архив не располагает. Однако документов, свидетельствующих о мужестве и героизме сибиряков на полях сражений, немало.

Например, в телеграмме генерал-майора Усачева атаману Сибирского казачьего войска (октябрь 1914 года) говорится о награждении 24-х бойцов 4-го полка Георгиевскими крестами и медалями за храбрость. Спустя месяц аналогичных наград удостоены еще двадцать казаков. Высшую боевую награду - орден Святого Георгия - вручили полковнику Э. Раддацу и есаулу В. Волкову. Наградное оружие получили 15 казачьих офицеров. В списке героев-сибиряков и сестра милосердия (внучка писателя Ершова) Нина Берникова, удостоенная Георгиевской медали за самоотверженную помощь бойцам во время сражений.

Спустя год после начала воины на омских храмах в честь погибших героев начали появляться памятные доски. Генерал-губернатор Николай Сухомлинов планировал поставить памятник героическим казакам, сложившим голову на фронтах Первой мировой войны. Однако претворению этих планов в жизнь помешала революция.