Планировалось, что их строительство будет вестись совместными усилиями, наша страна получит передовые судостроительные и даже военные технологии. Если до конца удастся реализовать строительство всех заявленных четырех "Мистралей", то сумма контракта составит миллиарды евро. Вне сомнения, речь идет о крупнейшей сделке в сфере военно-технического сотрудничества. Но в настоящий момент все складывается не совсем так, как задумывалось.
Первый "Мистраль" построен, российский экипаж прошел на нем полный курс обучения. Но передача корабля нашему ВМФ тормозится. И только из-за беспрецедентного давления со стороны США. При этом было бы символично, если бы именно во время работы Euronaval-2014 состоялась официальная передача вертолетоносца российскому экипажу. Но, скорее всего, этого не случится. Более того, французская сторона, как стало известно, постарается максимально закрыть всю информацию по реализации этого проекта. Хотя многое говорит о том, что первый российский "Мистраль" под именем "Владивосток", все-таки уйдет в нашу страну до конца года. С другой стороны, давление на Париж со стороны Вашингтона нарастает. Так что интрига будет развиваться. Но в любом случае Франции надо определиться до середины декабря. Иначе в силу вступят штрафные санкции.
Российскую делегацию на нынешнем военно-морском салоне возглавляет замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Анатолий Пунчук. В работе салона, как заявили организаторы, принимают участие 300 компаний из 25 государств. Самую масштабную экспозицию, естественно, представляет Франция - 150 компаний.
Организатор российской экспозиции - Госкорпорация "Ростех". На площади более 350 кв. метров разместились стенды 19 российских организаций. В виде моделей, макетов и других рекламных материалов представлено 178 экспонатов, среди которых надводные корабли и катера, подводные лодки, артиллерийские комплексы, радиолокационные станции и многое другое.
Можно отметить, что значительное место среди всех экспонатов представленных на салоне зарубежными экспонентами занимают различные робототехнические комплексы - от подводных аппаратов до скоростных безэкипажных катеров. Это один из трендов развития современной морской техники как военного, так и гражданского назначения.
Объеденную делегацию "Рособоронэкспорта" и Госкорпорации "Ростех" возглавляет заместитель гендиректора "Рособоронэкспорта" Сергей Ладыгин. Он заявил: "Мы планируем обсудить с нашими партнерами перспективные направления сотрудничества. Речь идет о развитии производственной кооперации, проектах по совместной разработке и созданию новых образцов и их выводу на международный рынок. И, конечно, будем активно продвигать весь спектр военно-морской техники и вооружения российского производства".
Специалисты "Рособоронэкспорта" рассчитывают на интерес иностранных делегаций к скоростным патрульным катерам пр.14310 "Мираж", "Соболь", "Мангуст", фрегату проекта 11356 и корвету проекта 20382, десантному катеру "Мурена-Э", подводным лодкам проекта 636 и "Амур-1650".
На стенде компании также представлены наиболее перспективные для продвижения на международном рынке системы вооружений. Это ракетный комплекс Club, артиллерийские установки А-190 (100-мм) и А-220М (57-мм), зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Пальма" с управляемыми ракетами "Сосна", пусковая установка "Гибка" для ракет типа "Игла", а также различные корабельные системы и тренажерные комплексы.
"Многие европейские оружейные производители заинтересованы в более тесном сотрудничестве с Россией, в том числе по военно-морской тематике. В текущей ситуации такое взаимодействие, безусловно, осложняется политической повесткой, однако мы остаемся открытыми для наших партнеров и нацелены на взаимовыгодный диалог. Рассматриваем участие в данной выставке как хорошую возможность для "сверки часов" и проработки дальнейших шагов", - отметил Сергей Ладыгин.
Действительно, промышленные корпорации Запада, несмотря на санкции, выражают готовность и дальше развивать сотрудничество с Россией. Единственное пожелание зарубежных партнеров отечественных кораблестроителей и тех, кто сотрудничает с "Рособоронэкспортом", - не афишировать совместные проекты в прессе. Это, конечно, осложнит работу журналистов, освещающих салон, но понять и даже принять такие ограничения можно.
Военно-техническое партнерство нашей страны с западными странами наметилось на рубеже веков. Выстраивалось очень непросто. Стало активно реализовываться в виде конкретных проектов несколько лет назад. И сулило обоюдную выгоду всем. Если бы не окрик из Вашингтона.
В США изначально очень настороженно относились к интеграционным проектам в военно-технической сфере между Россией и Западной Европой. Ведь речь шла не только о наших закупках некоторых образцов военной техники в странах НАТО. Стали реализовываться совместные проекты, что означало обмен технологиями и реальную интеграцию в сфере оборонной промышленности. А этого Вашингтон допустить, скорее всего, никак не хотел. Санкции подоспели в самый раз.