Музыкальный театр Наталии Сац, только что отыгравший мировую премьеру нового мюзикла "Жизнь и необыкновенные приключения Оливера Твиста" по роману Чарльза Диккенса, начинает вторую серию его показов. Музыкальная история, созданная по заказу театра композитором Александром Чайковским и поставленная режиссером Георгием Исаакяном, - сентиментальная, серьезная, трогательная, оптимистичная, может привлечь любого зрителя, независимо от его категории +. При этом новый "Оливер Твист", имеющий множество предшественников на мировой сцене и киноэкране, не тиражирует, следуя распространенной практике, на российской сцене иностранную продукцию, а представляет оригинальный отечественный образец популярного жанра. И в этом ощущается особая бодрость нового "Оливера", увлекающего и музыкантов, и артистов, и зрительный зал живой, творческой интонацией.
Александр Чайковский в своей партитуре не игнорирует "табулы" мюзикла, соблюдая все его стандарты, но в оркестровом смысле его "Оливер" имеет более глубокий объем. Захватывающие мелодии и танцевальные ритмы, в которых диккенсовские персонажи выбивают степ, патетически красивые дуэты и арии влюбленных Гарри и Роуз, бурлескные номера воровской среды - с детьми-мазуриками и их хозяином, сладостно смакующим: "перстенечки, брошечки... мои крошечки", лондонский, биг-беновский колорит - вся эта богатая музыкальная палитра ударно освоена оркестром под управлением Алевтины Иоффе. На сцене драматические диалоги и перепалки персонажей сменяются мюзикльным драйвом и эффектными танцевальными номерами, "лондонская" массовка выстраивается в сложнейшие мизансцены, где снуют дети, торгуют с лотков, воруют, поют, живут бурной городской жизнью. Но сюрпризом спектакля оказывается участие в детских партиях не ряженых взрослых, а школьников, которые в образах лондонских беспризорников чувствуют себя на сцене как "рыба в Темзе" и трогательно играют грустные истории диккенсовских героев. Нежное обаяние юных артистов, дружно дерущихся и танцующих, дразнящих и распевающих сложнейшие ансамбли, очаровывает, растворяя резкие коллизии сюжета, в котором есть все - сиротство, любовь, убийство, свадьба, потусторонний мир с являющейся Оливеру умершей матерью. Эти "мазурики" мечтают о доме, образ которого - из лондонского красного кирпича, оборачивается для них то притоном, то тюрьмой, то сиротской обителью (художник Алексей Вотяков). Для Оливера этот дом распахнется уютным интерьером с книгами, скатертями и цветами. Найдется для него и наследство, и приемные родители. А финальная осанна-апофеоз всех участников спектакля "Мы любим тебя, Оливер!", выдержанная в канонических традициях мюзикла, объяснит публике простую природу случившегося чуда - "доброе сердце" Оливера.