Мугам - это не просто жанр традиционной восточной музыки или музыкальный лад. Это некий национальный код, который с рождения вписан в генетическую матрицу всякого, в чьих жилах течет азербайджанская кровь. Будучи по сути своей одним из видов музыкального искусства, он все же больше, чем искусство - это философия, это, не побоимся такого слова, магия... Та же магия законов миропорядка таится, например, и в закодированной сакральной информации древних орнаментов азербайджанских ковров. Узоры ковров и арабески мугамных мелодий - явления одного и того же порядка.
Тем не менее для любого чуда, особенно в искусстве, как бы высоко оно ни воспаряло над землей, требуется опора в виде практических основ. Именно благодаря таким основам веками создавались и отшлифовывались формы и разновидности мугама, способы его исполнения и, конечно же, концептуальная основа. К началу прошлого века стало уже окончательно ясно, что наивысшего совершенства искусство мугама достигло именно в Азербайджане. Мугам сыграл важную роль как национальная основа в творчестве лучших азербайджанских композиторов прошлого века.Официальным признанием роли азербайджанского мугама в мировой культуре стало его включение в 2008 году в список шедевров устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО. В самом Азербайджане благодаря огромной организаторской поддержке и неустанной популяризаторской работе Фонда Гейдара Алиева в постсоветский период очень многое сделано для развития этого уникального жанра музыкального искусства, его продвижения за рубежом.
С 2009 года в Баку ежегодно проводится традиционный международный фестиваль "Мир мугама". В преддверии этого праздника в стране проводится конкурс молодых дарований - певцов-ханенде и исполнителей на тех инструментах, которые традиционно сопровождают вокальное мугамное исполнение. Лучшим из претендентов по итогам конкурса дается право выступить на международном форуме и участвовать в зарубежных молодежных фестивалях традиционной музыки. В преддверии первого международного фестиваля, в конце 2008 года, в Баку был возведен архитектурный символ искусства мугама - Международный мугамный центр. Этот концертный комплекс с изумительной акустикой имеет футуристический внешний облик. По замыслу архитекторов, он представляет собой очертания частей тара - одного из основных музыкальных инструментов мугама. И это само по себе вдвойне символично. Потому что было время, когда именно на тар, как на символ народности в искусстве, обрушился гнев большевистских идеологов в первые годы советской власти. Но история все расставила по своим местам, и сейчас "храм мугама" в Баку самой формой своей напоминает инструмент, который можно назвать "душой мугама".