Сюжет фильма прост. Молодой сантехник обнаруживает трещину в стене общежития, где проживают, скажем прямо, не самые богатые и обеспеченные люди. Дом в любой момент может обвалиться, и эти люди погибнут. У сантехника два пути. Первый - молчать и делать вид, что ничего не произошло. Второй - поднимать тревогу и идти спасать людей. И он выбирает, казалось бы, правильный…
Юрий Быков в итоге получил на "Кинотавре" приз за лучший сценарий имени Григория Горина и диплом Гильдии кинокритиков за бескомпромиссность художественного высказывания. А еще позже - три приза на Международном кинофестивале в Локарно, среди них - приз "сантехнику" актеру Артему Быстрову за лучшую мужскую роль.
Быков вообще любит снимать остросоциальное кино, и его предыдущие фильмы "Майор" и "Жить" также затрагивают злободневные темы, такие, что "на разрыв аорты". Но именно к фильму "Дурак" Быков окончательно оформился как режиссер. А на подходе уже новые его работы - фильм "Елки", где он снял одну из новелл, и сериал "Метод" - съемки как раз в эти дни проходят в Нижнем Новгороде. Туда мы и позвонили режиссеру, чтобы вернуть его во времена "Дурака".
Юрий, многие предрекали, что у "Дурака" проката не будет.
Юрий Быков: Я после первого фестивального показа картины все время нахожусь на съемках и практически не следил за ее судьбой. Но уже к августу этого года было понятно, что прокат состоится. После результатов киносмотра в Локарно стало ясно, что он возможен.
После просмотра фильма я спросила у вас: "Кто дурак?" И вы ответили: "Наверное, я". Сейчас вы бы дали другой ответ?
Юрий Быков: Смотря как этот вопрос задавать (смеется). За последние полгода черной, тяжелой, ремесленной работы я пришел в себя. Тогда, к моменту представления фильма, у меня был надрыв - накопилась некая критическая масса. Все же я в кино пришел сравнительно недавно, и основным "трамплином" был мой личный человеческий максимализм. Даже после результатов "Майора" все мои иллюзорные представления о кино, о том, кому это нужно, насколько целесообразно этим заниматься, сохранились. Но потом я стал приходить к тому, что непродуктивно так думать. А уже когда снимал "Дурака", у меня сформировалась понимание, что и зачем я делаю.
Кто дурак? Наверное, до определенного момента я сам не понимал, что по-дурацки отношусь к себе и к собственному творчеству. Но, по крайней мере, "Дурак" - это если не эпилог, то реквием по максималистическому заряду, с которым я пришел в кино. Это одна из последних моих картин плакатного и кричащего толка. Так что мне теперь хочется подумать о том, как заниматься режиссурой дальше, какие темы поднимать. И вообще пересмотреть многие вещи.
Можно сказать, что работой над картинами "Жить" и "Майор" вы шли к "Дураку", потому что этот фильм более оформлен?
Юрий Быков: Я бы не сказал, что к "Дураку" шел, у меня не было стратегии идти к определенному фильму, по пути набираясь опыта. Я снимал предыдущее фильмы, как те, что нужно снимать на конкретном данном этапе, пока еще не сформировалось высказывание. Но на тот момент, когда возникла необходимость писать сценарии очередного фильма - а это был "Дурак", у меня быстро родилась простая и лаконичная история про этого парня. И мне казалось, что в ней я определяю для себя какие-то вещи. В конце концов, я отказался от одной своей проблемы - от кино-аттракциона. Я постарался сделать драматическое высказывание в чистом виде.
Сейчас вы снимаете "Метод", этот триллер - тоже драматическое высказывание?
Юрий Быков: Нет, это в чистом виде ремесленная работа. Могу честно признаться: я там - функционер. Драматургические и эстетические - все главные позиционные - вводные мне сразу были даны продюсерами. Это - кусок хлеба, но еще и попытка реабилитироваться за "Станицу" в определенном смысле (режиссер Юрий Быков ушел со съемок сериала "Станица", за чем последовал суд с продюсерами - Прим. С.А.). Все-таки 16 серий - это огромная производственная дистанция, чтобы вернуться обратно в процесс.
Будете ли вы еще снимать актера Артема Быстрова, который сыграл сантехника?
Юрий Быков: Он играет во МХТе и, наверное, будет дальше сниматься - ему уже предлагают. Но как говорится в "Книге джунглей": "Мы с тобой одной крови". Поэтому мне с ним было очень просто. На "Дураке" была команда такая же маленькая и емкая, как на "Майоре", и все мы друг друга знали, и система координат ценностная и моральная была у всех одна и та же. У нас было больше рискованности и свободы, мы какое-то время были предоставлены сами себе, и больше было связано с начинаниями не под покровительством продюсера.
Что касается Артема, я никогда на авторских картинах актеров не выбираю. У меня был момент, когда я выбирал жену сантехнику для "Дурака". Посмотрел около 40 актрис. А потом все решилось очень просто - взяли Дашу Мороз. Я не умею искать артистов, пробовать. Мне вообще кажется, что сейчас личностное начало явление редкое. И я пишу сценарии достаточно литературные, мне важна классическая школа исполнения - крепкая, внятная. Я в кино документальными тонкостями не занимаюсь. Меня странные люди особо не интересуют. А сейчас их в десятки раз больше, чем артистов старой школы. Тем более, если говорить о молодом поколении. Поэтому таких актеров, как Денис Шведов (сыграл главную роль в "Майоре" - Прим. С.А.) и Артем Быстров я сразу беру на заметку. И, если я буду чем-то подобным заниматься, то возможно, мы еще и пересечемся.
Фильм "Дурак" многие сравнивали с рязановским "Гаражом", который стал народным фильмом во всех смыслах этого слова. Как вы думаете, есть ли у "Дурака" шансы, когда его посмотрит зритель, стать народным кино?
Юрий Быков: Есть драматические картины, которые обладают таким потенциалом, как "Бумер" Петра Буслова: когда это и глубокое кино, и в то же время в нем есть харизматичные персонажи, которых любишь просто за язык, за поведение, за характеры. Оно становится народным. Любое другое драматическое кино, которое поднимает социальные темы, глубокие философские вопросы - так или иначе кино утруждающее - оно вообще непопулярно.
Я вообще не думаю, что какая-то из моих картин, тем более "Дурак" станет таким кино. Я думаю, что пройдет фильм достаточно незаметно. Я ведь не умею делать народное кино в смысле лицеприятности, харизматичности, цитируемости и запоминаемости. У меня кино достаточно жесткое. Я балансирую между зрительским и авторским исполнением. Методы повествования, приемы операторские динамичны - особо не заскучаешь. Но пугаю, видимо. Это врожденное. Я пока не могу понять этого рецепта, как делать такие фильмы, как снимали Меньшов, Гайдай, Рязанов. Это или есть или нет.