В Киргизии возобновил работу Совет по отбору судей

После длительного перерыва в стране вновь начал работать Совет по отбору судей (СОС) - правда, уже в обновленном на 95 процентов составе.

Первый блин комом

В июне 2011 года парламентарии Киргизии приняли закон "О совете по отбору судей", которым утвердили создание одно-именной структуры. Именно на нее возлагалась миссия реформирования судебной системы страны. Надо сказать, что аналогов совету в других государствах СНГ нет. Здесь власти Киргизии решили пойти по западному пути. Что-то подобное Совету по отбору судей КР есть в США. Правда, как работает эта организация за океаном, в КР знают только со слов правозащитников, а вот в Киргизии она пока приживается с трудом.

Проблемы начались практически сразу после утверждения закона - с отбора кандидатов в члены совета. Согласно упомянутому выше документу, они должны быть несудимыми и законопослушными, иметь высшее образование и не принадлежать к какой-либо политической партии. С последним требованием, увы, возникло больше всего недоразумений. Парламентарии, которым предстояло рассмотреть кандидатуры соискателей важных должностей, руководствовались собственными представлениями. Голосовали "за" в основном в пользу тех, кто симпатизировал той или иной по-литорганизации.

- Доверить парламенту формирование совета изначально было ошибкой, - полагает эксперт, глава общественного объединения "Содействие проведению судебной реформы" Айдар Джумабеков. - Фракции голосуют за тех, кто им выгоден. Не исключено, что впоследствии тому или иному выборщику будут указывать, какого судью назначать, а потом уже и судье диктовать, какие принимать решения. И он ослушаться не посмеет, поскольку своим креслом будет обязан той или иной партии.

Такого же мнения придерживается и председатель совета Шамарал Майчиев. По его словам, "каждый участник СОС идентифицировал себя с фракциями", а "политизированность осложнила работу структуры".

- С начала работы в совет поступило около трех тысяч жалоб на судей, и связаны они были в основном с предвзятостью при вынесении решений, - признался Майчиев. - Тем не менее эти судьи вновь выставляли свои кандидатуры на назначение.

Женатый или холостой?

Несмотря на многочисленные нарекания, выбрать судей Верховного, городских, областных и военного судов все же удалось. Что же касается судей межрайонных и районных судов, то президент Алмазбек Атамбаев вернул все материалы по ним в совет.

- Считаю, что условия, при которых проходил отбор на должности судей межрайонных судов, вызывают сомнения в объективности и беспристрастности его проведения, - пояснил глава государства. - Стали проявляться элементы предвзятости и субъективизма по отношению к тем или иным кандидатам, что не позволяло объективно оценить их профессиональные и личностные качества.

Парламентарии, в свою очередь, утверж-дают, что члены Совета по отбору судей "занялись самодеятельностью".

- Требования к кандидатам оговорены в законе, но члены совета вдруг начали сами придумывать какие-то новые критерии отбора и механизм избрания судей, - утверж-дает глава парламентского комитета Токтогул Туманов. - Во втором туре, например, совет должен был проверить компетентность кандидатов, но вместо этого стали оценивать анкетные данные по 10-балльной шкале. И вот здесь совершенно непонятно, по каким критериям выбирать лучших: по месту рождения или учебы? Женатых или холостых?

- Необходимы были хоть какие-то критерии оценки, - сетовала эксперт, директор ОО "Институт общественного анализа" Рита Карасартова. - Но их не было вовсе, поэтому члены совета сделали свои выводы, опираясь на нормы Венецианской комиссии и рекомендации гражданского общества.

Кто на новенького?

После президентской критики СОС временно свернул свою работу. Парламентарии взялись за совершенствование правил, на которые должен опираться совет в своей деятельности. Целый год законопроект находился на рассмотрении депутатов, и только в конце июня 2014 года изменения были, наконец, приняты.

По новым правилам, отбор кандидатов на судейские должности теперь будет проводиться в два тура, а не в три, как раньше. В течение первого этапа претенденты на мантию должны отчитаться о доходах, а также предоставить исчерпывающую и достоверную информацию, подтверждающую безупречность своего поведения (не имел, не привлекался, не судим), и пройти тест, цель которого - проверить наличие аналитических и логических способностей, морально-нравственных качеств.

Есть еще одно важное дополнение в закон. Если ко второму туру на одно вакантное место останется только один кандидат, то конкурс будет признан несостоявшимся.

Во втором туре желающим занять судейское кресло предстоит сдать экзамен по юриспруденции. Отобранные кандидатуры представят на утверждение президенту рес-публики.

Сейчас общее количество граждан, подавших заявление на участие в конкурсном отборе, - 615 человек, а вакансий всего 201, так что борьба предстоит жаркая. По словам Шамарала Майчиева, формирование новых составов районных и межрайонных судов должно завершиться к концу будущего года.

Комментарий

Леонид Головко, профессор, заведующий кафедрой уголовного процесса Московского государственного университета:

- Даже несмотря на проблемы, возникшие в начале работы Совета по отбору судей, полагаю, что создание такого органа в Киргизии является наиболее прогрессивной моделью судебной реформы. На мой взгляд, выборный процесс при назначении судей сможет реально снизить коррупцию в судебных органах.

Справка "РГ"

В Киргизии существует 447 судейских должностей, из них 11 - в конституционной палате, 35 - в Верховном суде, 411 - в нижестоящих инстанциях.