Террористы были ликвидированы в прошлую пятницу в ходе спецопераций французского спецназа, но угроза новых терактов осталась. Об этом заявил в понедельник премьер-министр Манюэль Вальс. План по обеспечению безопасности "Вижипират" сохраняется на самом высоком уровне, а к его реализации помимо уже задействованных сил будут дополнительно привлечены 10 тысяч военных. Около пяти тысяч ажанов выделены для охраны 717 еврейских школ, имеющихся на территории Франции. По словам Манюэля Вальса, "у одного из участников недавних терактов был минимум один сообщник".
В том, что это именно так, не осталось сомнений, когда сыщики провели обыск в квартире в городке Шантийи под Парижем, которая служила чем-то наподобие тыловой базы для темнокожего террориста Амеди Кулибали. Там были найдены пять пистолетов Токарева, автоматическое оружие нескольких калибров, боеприпасы к ним, взрывчатка, деньги, а также черные флаги с характерными надписями на арабском и удостоверение личности Амеди Кулибали. Помимо его самого, как стало известно из источников, близких к следствию, на конспиративной квартире криминалисты обнаружили следы присутствия еще нескольких человек.
Позже в Интернете появился семиминутный видеоролик, отснятый, скорее всего, 8 января вечером или утром следующего дня. На нем в качестве главного персонажа фигурирует Амеди Кулибали. Понятно, что сам факт появления этой видеозаписи, вывешенной в Интернете в воскресенье, а после оперативно из него удаленной, говорит о том, что кто-то из единомышленников, явно членов террористической ячейки, держал в руках камеру, а затем организовал монтаж и прочие технические операции.
Так вот, в видеоролике Кулибали называет себя "солдатом калифата" по имени "Абу Бассир Абдалла аль-Ифрези" (последнее слово означает, что он "из Франции, француз"). Появляясь перед камерой то в арабском головном уборе, то в бронежилете, темнокожий боевик поклялся в верности Абу Бакру аль-Багдади - лидеру экстремистского движения "Исламское государство" (ИГ). Кулибали также признал, что план по нападению на редакцию журнала Charlie Hebdo составлялся братьями Куаши вместе с ним с целью наказать "неверных" во Франции. По его словам, главный удар должны были нанести братья, а ему была поставлена задача отвлекающих параллельных действий, в частности, "слегка заняться полицией". Террорист заявил, что уже убил сотрудницу полиции (кстати, молодую женщину с таким же цветом кожи, как и у него) и, предвосхищая намеченный налет на магазин кошерных продуктов на востоке Парижа в пятницу 9 января, сообщил, что "уже убил пять евреев". На самом деле этот кровавый план ему удалось осуществить на 80 процентов, лишив жизни четырех человек, прежде чем спецназовцы не пристрелили ублюдка.
"Солдат калифата" также предупредил, что подложил бомбу в автомобиль, припаркованный на одной из парижских улиц. Полиция проверяет, так ли это. Вместе с тем следователи с большим вниманием отнеслись к подрыву двух машин, который произошел 8 января в юго-восточном предместье Парижа Вильжюиф. По словам свидетеля, взрыв был такой силы, что крышу одного из авто забросило на верхушку близстоящего дерева.
Сотрудники МВД, привлеченные к этому делу, пришли к еще одному выводу. По их убеждению, Кулибали с высокой степенью вероятности был тем самым стрелком, который вечером в среду 7 января, когда братья Куаши устроили бойню в сатирическом еженедельнике, выпустил пять пуль в мужчину, совершавшего пробежку в парке Фонтене-о-Роз, что в десятке километров к югу от Парижа. Человек получил серьезные ранения, но успел добежать до ближайшего дома, что спасло ему жизнь. На месте преступления остались гильзы от пистолета Токарева, который, как подтверждают данные экспертизы, двумя днями позже Кулибали использовал наряду с автоматом во время налета на кошерный магазин. Так кто мог быть среди сообщников террористов, гуляющих на свободе? Судя по всему, следы приведут к тем людям, с которыми братья Куаши и их подельник "солдат калифата" Амеди общались в середине нулевых годов.
Речь в первую очередь идет об участниках группировки экстремистов "Бют-Шомон" (так называется парк на востоке Парижа). Она готовила и отправляла тогда добровольцев на Ближний Восток. С тем где они и чем занимаются, следователям предстоит разобраться в самые сжатые сроки.
Главы многих государств вместе с миллионами французов скорбели по жертвам террора. Не хватало только одного: президента США Обамы. За это он подвергся критике у себя на родине...
Американский президент остался вдали от траурных мероприятий, ничего другого не оставалось и тем, кто мог бы его представлять (в Париже. - Прим. "РГ"), - вице-президенту Джо Байдену или министру иностранных дел Джону Керри. Нет официального разъяснения от Белого дома.
Отсутствие первого лица было замечено и в самой Америке... Так, республиканец Ньют Гингрич написал в "Твиттере": "50 мировых лидеров выражают в Париже свою солидарность и Обама не с ними. Это печально". Самым высокопоставленным представителем США оказался генпрокурор Эрик Холдер, который, в конце концов, приехал в Париж. Однако он принял участие только во встрече со своими европейскими коллегами, а не в траурном марше... Комментатор на французском ТВ заметила: "Возможно, и не так плохо, что Обамы не было. Меры безопасности и без участия ЦРУ обошлись достаточно дорого".
Подготовила Екатерина Забродина