В Екатеринбурге показали златоустовскую гравюру на стали

Выставка "В предгорьях Таганая" в Екатеринбургском музее изобразительных искусств - это знакомство и открытие. Знакомство с традиционным для жителей Златоуста промыслом: как в каждой семье Нижнего Тагила обязательно найдется тагильский поднос, так в Златоусте - златоустовская гравюра на стали, практически неизвестная за пределами региона.

- Мы сознательно отобрали для экспозиции не знакомые всем златоустовские клинки, а продукцию "мирного назначения" - бытовые предметы: вешалки, панно, подсвечники, портсигары, - рассказывает куратор выставки Ксения Гилева. - "Перековав мечи на орало", граверы остались художниками. Любое, даже самое прозаическое изделие, они стремились украсить.

Технологии, которые сегодня применяют златоустовские мастера, рождались во времена, воспетые Павлом Бажовым. Скажем, в сказе "Иванко-Крылатко" уральский сирота, прикинувшись дурачком, освоил опыт немецких мастеров-оружейников из Золингена и значительно превзошел своих учителей. Он украсил саблю - выгравировал на стали крылатого коня, прославился и получил прозвище Крылатко. Его прообразу - мастеру Ивану Бушуеву - в Златоусте поставили памятник, а крылатый конек стал фирменным знаком златоустовской стали.

Оружейное производство в этих краях действительно налаживали немецкие мастера. Их русские ученики придумали "живопись на металле", как еще называют златоустовскую гравюру. Технология заимствована у печатной гравюры: как в офорте, металлическую пластину покрывают лаком с последующей протравкой, как в резцовой гравюре - процарапывают рисунок стальной иглой, как в акварели - "размывают" полутона. Чаще всего златоустовские мастера гравировали пейзажи, точнее, пейзаж - вид на гору Таганай, который открывается прямо из окон мастерских.

Оружейная фабрика впервые взялась за выпуск предметов ширпотреба в середине XIX века, когда спрос на холодное оружие резко упал. В ассортименте появились столовые приборы, спичечницы, топорики, словом, красивые и необычные статусные подарки. В домах Златоуста и окрестностей таких сувениров имелось с избытком. Как по пословице: что имеем, не храним - все эти "мелочи" выбрасывали, едва они приходили в негодность. Коллекционеры непрофильной продукцией оружейников пренебрегали.

Тем ценнее отдельные предметы, сохранившиеся с позапрошлого века, в частности, в Златоустовском краеведческом музее. Многие из них представлены на выставке в Екатеринбурге, например, щедро украшенный подарочный нож с выгравированной надписью "Чуткому врачу" (надо полагать, получатель подарка работал хирургом) или набор столовых ножей, предназначенный для любителей богатой сервировки: чтобы не запутаться в приборах, на каждом имеется надпись "сардины", "масло", "сыр".

Привлекает внимание так называемый "сувенир для бюрократа" - нож для разрезания бумаги. В свое время в Златоусте выпускали подарочные наборы из трех-пяти ножей, уложенных в бархатные "гнезда". Сложно даже представить объем канцелярской работы, при котором все эти предметы могли бы быть задействованы.

К началу прошлого века сюжетный ряд златоустовской гравюры окончательно сформировался: изысканные орнаменты в стиле модерн обрамляют реалистичные виды горы Таганай, охотничьи сцены с оленями, глухарями и только одной породой собак - сеттерами, а также копии шедевров "Утро в сосновом лесу" Шишкина и "Охотники на привале" Перова.

В 2015-м Златоустовская оружейная фабрика отмечает свой 200-летний юбилей, и выставка в екатеринбургском музее - первое из событий праздничного года.