Новости

20.01.2015 12:38
Рубрика: Экономика

Рвануть в глубинку

Текст: Александр Бочаров (Президент по сотрудничеству с РФ и СНГ Европейской экономической палаты)
Гостиничный бум в России начался со столиц и больших городов. Именно туда в первую очередь пришли международные сети отелей. Чуть позже они стали развивать бизнес в городах-миллионниках и полумиллионниках. Сейчас в наших областных центрах мы уже можем увидеть такие бренды, как Holiday Inn или Park Inn. А дальше индустрия туризма пойдет в глубинку.

Отмечу, что весь процесс начнется с федеральных трасс. Это логично, потому что на государственном уровне принята программа по развитию автомагистралей, соответствующих международным стандартам ИСО-9000. Таким образом будут созданы условия для паломнических, оздоровительных, спортивных туров, а также для этно- и агротуризма. В этом не стоит сомневаться, ведь все "лакомые" куски - в Москве или Санкт-Петербурге - разобраны, города заполнены, а значит, самое время инвестировать в регионы. Это нормальная ситуация.

Чем же может заманить людей глубинка? Прежде всего, экологическим, оздоровительным и фольклорно-историческим туризмом. В продвинутой Европе, к примеру, едва ли не в каждой деревне есть нечто подобное. В России эти направления только начали развиваться, но я уверен, и наших туристов этно-деревни привлекут, и, прежде всего, красотой природы.

Мы сидели во французском ресторане среди неубранных салфеток, и мне хотелось отправить персонал на стажировку в Россию

Я бы не стал говорить о том, что российский бизнес не обеспечит нужный уровень сервиса. Его отсутствие всегда называли главным барьером для развития отрасли, однако и эту проблему стали постепенно преодолевать. Это видно на примере сетей быстрого питания. Как-то в одном парижском ресторане мы были удивлены крайне низким уровнем обслуживания. Мы сидели среди неубранных устриц и салфеток, и я вспоминал, что в любом кафе известной российской сети официанты подходят через минуту-две и моментально приводят все в порядок. Кстати, из упомянутого ресторана нас провожали улюлюканьем: сделав официантам замечания за некачественный сервис и перепутанные счета, мы еле вышли оттуда! Так что впечатление осталось не очень хорошее. Хотелось отправить французских работников на тренинг в Россию.

То, что сервис улучшается, видно и при посещении отелей. Мы жили в гостинице в Липецке, и должен сказать, там отличные условия и очень вежливый, воспитанный персонал. Не все европейские отели могут обеспечить такой уровень.

Думаю, туризм в России будет развиваться достаточно активно, когда многие инвесторы поймут, насколько им может быть комфортно в некоторых регионах. Есть губернаторы, которые дают номер мобильного инвестору, есть масса налоговых льгот, есть особые экономические зоны, в том числе туристско-рекреационные. Таким образом, условия для развития отрасли создаются не только на федеральном уровне, но и в субъектах. Конечно, все туристические цепочки здесь выстроятся не сразу, но агро- и экотуризм можно уже сейчас назвать перспективными направлениями.

В развитии отрасли важен кластерный подход и высокий уровень реализации всех проектов. Взять, к примеру, липецкий комплекс "Задонщина" - его нужно сразу создавать на европейском уровне. Развивать здесь не только придорожный сервис, но и выстроить спа-комплекс, создать условия для конгресс-туризма. Это будет востребовано.

Экономика Бизнес Малый бизнес Экономика Товары и цены Экономика Туризм Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Липецкая область Липецк Развитие туризма в России