Очевидно, что 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" принимался в спешке. Еще летом представители уральского бизнес-сообщества (кстати, некоторые их предложения использованы в принятом документе) предрекали, что законопроект будет готов в лучшем случае в 2016 году. Но, как водится, несчастье помогло - процесс ускорила ситуация в экономике, обострившаяся в связи с санкциями в отношении России и скачками на валютном рынке. Поэтому в документе оказалось прописано не все и недостаточно четко. Закон, по мнению экспертов, нуждается в доработке и детализации. Но это можно сделать в процессе обкатки документа, главное - есть законодательная основа, понимание того, куда идти, по каким правилам действовать. Определены цели и задачи, прописаны полномочия органов власти в сфере промышленной политики, обозначены меры государственной поддержки, даже с терминологией определились: к примеру, наконец стало ясно, что такое кластер, а что - технопарк.
- Закон ставит две главные задачи - создание инфраструктуры и действительно привлекательных условий для развития промышленности. Первая задача очевидна, а вторая амбициозна: если условия для инвесторов в стране будут хуже, чем за рубежом, то инвестиций нам не видать. Особенность нового закона как раз в том, что предполагается не просто поддержка предприятий, а мотивация вложений в промышленность, - так оценил новый нормативный акт первый вице-президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) Михаил Черепанов.
В частности, уральские промышленники отмечают такой плюс: законом теперь предусматривается возможность заключения инвестиционного контракта - соглашения между бизнесменом, региональными и федеральными органами власти, включающего в том числе пакет льгот и преференций для инвестора.
Еще одна привлекательная новация - создается фонд развития промышленности. По сути, это заемные средства, предоставляемые государством, которые можно использовать для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ вместо банковских кредитов. В условиях, когда риски высоки, такая помощь точно востребована.
Национальному фонду развития промышленности выделено 20 миллиардов рублей. В очередь со своими проектами уже выстроились самые продвинутые территории, например Калужская область и Татарстан. Уральские промышленники также рассчитывают на финансовое обеспечение своих заявок не менее чем на пять миллиардов рублей. В их число, например, могут попасть проекты в сфере стройиндустрии.
- У нас есть пять объектов инвестиционной емкостью от 50 миллионов до 300 миллионов евро: стекольный и цементный заводы, предприятия по производству ДСП, ДВП. Иностранцы проявляют интерес к этим проектам, по крайне мере, один объект - стекольный завод - мы постараемся включить в заявку на средства фонда развития промышленности, - рассказал исполнительный директор Союза предприятий стройиндустрии Свердловской области Юрий Чумерин.
Кстати, нормативная база, позволяющая государству достаточно активно и эффективно управлять развитием промышленности, на Среднем Урале практически создана.
- Работа над региональным законом о промышленной политике шла в Свердловской области на протяжении пяти лет, но мы ждали выхода федерального документа. Кроме того, у нас принято около десятка нормативных документов, главный из которых - концепция развития промышленности области до 2020 года. Этот багаж уже можно превратить в региональный закон, думаю, что документ будет готов во второй половине 2015 года, - сообщил "РГ" депутат Законодательного собрания Свердловской области Ефим Гришпун, возглавивший группу разработчиков законопроекта.
Поскольку в ФЗ немало огрехов, требующих уточнений и ясности, региональным законодателям предстоит основательно поработать в связке с федеральными коллегами. Например, попытаться найти решение проблемы неподъемных ставок по банковским кредитам. По сути, отмечают промышленники, ее наличие перечеркивает все ценное, что есть в законе. Ведь без доступных кредитов развития производства не будет. Фонд развития промышленности лишь с большой натяжкой можно назвать инструментом кредитования, его ресурсы ограничены, а тему взаимодействия с банками новый закон не раскрывает. Еще один важный аспект - проблема лоббизма, коррупции, нарушений правил конкуренции со стороны госмонополий.
- С законом о промышленной политике эти явления прямо не связаны, но они существуют и тормозят развитие отрасли. Не секрет, что госмонополии - основные должники по договорам, именно на них зиждется пирамида неплатежей: они не платят крупным компаниям, те - субподрядчикам, а в конце цепочки стоит малый и средний бизнес, который в результате разоряется, ведь у него нет подушки безопасности, - считает Михаил Черепанов.
Одна из актуальных тем - импортозамещение - также не нашла отражения в новом ФЗ. Между тем сегодня иностранные поставщики, чтобы не терять заказы и далеко от себя не отпускать российских потребителей, начали передавать им, сохраняя надзор за качеством, технологическую документацию. Это предоставляет российским производителям неожиданную возможность увеличить выпуск востребованного промышленного оборудования мирового уровня. Так, на предприятиях Урала сейчас таким образом наладили выпуск рольгангов и редукторов для линий металлообработки металлургических заводов.
Как считают в СОСПП, промышленная политика нуждается не только в политической и общественной поддержке. Нужны волевые решения региональной власти в отношении, например, оценки базовых отраслей промышленности, способных дать быстрый прирост валового регионального продукта. С другой стороны, необходимо срочно решить еще одну проблему, обострившуюся с началом кризисных явлений в экономике. Дело в том, что в тучные годы многие предприятия провели модернизацию, денег потратили много, а загрузить цеха работой не могут из-за того, что рынок наводнен множеством посредников, которые не производят, а лишь перепродают подобную продукцию. Если устранить этот перекос, кризисные явления в экономике если и нанесут удар по уральской промышленности, то точно не смертельный.