10.02.2015 14:41
    Поделиться

    В СЗФО продлят сроки перевода аграрных рынков под крышу

    В регионах СЗФО не произойдет массового закрытия сельскохозяйственных рынков. Согласно новому федеральному закону, срок их перевода в капитальные сооружения могут устанавливать власти субъектов Федерации. Раньше предполагалось, что все аграрные торговые площадки должны обзавестись крышей до 1 января 2015 года.

    С одной стороны, различные "времянки" типа павильонов, прилавков и ларьков помогают аграриям продавать свою продукцию напрямую, не тратя много денег на аренду торгового места. С другой стороны, такой формат торговли сложно назвать цивилизованным и удобным для покупателей. На ликвидацию временных рынков регионам дали почти девять лет (соответствующий ФЗ "О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" был принят в 2006 году).

    В прошлом году стало понятно, что далеко не все рынки успеют обзавестись крышей до конца переходного периода. Поэтому на федеральном уровне приняли законопроект, согласно которому регионы могут устанавливать дату обязательного перевода всех сельхозрынков в капитальные здания самостоятельно. Исключения составляют города с населением свыше одного миллиона человек. Для рынков, которые работают на территории "миллионников", требования вступают в силу с 1 января 2016 года.

    Многие субъекты Северо-Запада не преминули воспользоваться новой возможностью. Депутаты Новгородской областной думы, к примеру, перенесли час икс на 1 января 2025 года. Сейчас в регионе работает 25 аграрных торговых площадок, из них в капитальных зданиях находятся 16. Если бы временные сооружения запретили использовать с начала текущего года, под угрозой закрытия оказались бы рынки в Боровичском, Новгородском, Парфинском, Поддорском и других районах области.

    В Поморье в соответствии с прежними требованиями законодательства должны были перестать работать два из трех розничных сельскохозяйственных рынков - в Архангельске и Вельске. Здесь насчитывается почти 400 торговых мест, что превышает треть от всех рыночных площадей области. Ситуация могла негативно отразиться как на продавцах, так и на покупателях сельхозпродукции.

    Управляющим компаниям проще сменить статус торгового объекта, чем тратить немалые деньги на строительство капитальных зданий

    - В настоящее время органы местного самоуправления смогут организовать сельскохозяйственные рынки в некапитальных строениях, - отмечает министр агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области Дмитрий Карельский. - Производители и переработчики сохранят возможность продавать товар напрямую, минуя посредников.

    По состоянию на 1 декабря 2014 года в Архангельской области функционировало шесть рынков - три сельскохозяйственных, два универсальных и один специализированный непродовольственный. Товарооборот этих объектов составил порядка 4,7 миллиарда рублей.

    В Псковской области сельскохозяйственных рынков нет. Дело в том, что к сельскохозяйственным рынкам относятся торговые объекты, где подавляющее большинство товаров составляет продукция аграриев, что иногда невыгодно. Поэтому в реестре розничных рынков региона учитывается пять универсальных площадок - в Пскове, Великих Луках, Бежаницком, Дновском и Пыталовском районах.

    Кстати, универсальные рынки, согласно ФЗ "О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", должны были обзавестись крышей еще к началу 2013 года. Раньше в реестре Псковской области учитывалось 25 универсальных рынков, однако 20 из них не смогли переехать в капитальные строения. У собственников торговых объектов и в бюджетах муниципальных образований не нашлось средств, чтобы выполнить требования федерального закона.

    - Все рынки, которые не смогли соответствовать нормам действующего законодательства и переехать в капитальные здания, строения и сооружения, получили статус ярмарок, - делится информацией начальник отдела торговли и конкуренции государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике Анжела Осипова. - Продавцы, в том числе сельхозпроизводители, сохранили торговые места. Просто работают ярмарки не каждый день, а несколько раз в неделю.

    Если площадка находится в муниципальной собственности, основанием для организации ярмарки может стать распоряжение муниципалитета, поясняют эксперты. Если владельцем земли является предприниматель, он может организовать ярмарку, не получая дополнительных разрешений. Поэтому управляющим компаниям проще сменить статус торгового объекта, чем тратить немалые деньги на строительство капитальных зданий. По такому пути пошли универсальные рынки, так, скорее всего, произошло бы и с сельскохозяйственными рынками, если бы федеральные законодатели не объявили отсрочку.

    В небольших населенных пунктах строить крытые рынки будет невыгодно и через 20 лет

    Назревает вопрос, насколько вообще необходима норма об обязательной торговле сельхозтоварами в капитальных строениях. Ведь отсрочка - это тоже временная мера. В небольших населенных пунктах строить крытые рынки будет невыгодно и через 20 лет - из-за недостатка денег, нежелания инвесторов, дорогих кредитов.

    - Сейчас большого смысла в обязательности перевода рынков в капитальные помещения я не вижу, - комментирует корреспонденту "РГ" ситуацию директор Центра инновационного предпринимательства Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге Александр Кайсаров. - Одна из главных причин такого перевода была связана с приведением торговли сельскохозяйственной продукцией к цивилизованным нормам, в том числе с точки зрения санитарии. Однако современные строительные технологии позволяют использовать нестационарные помещения в самых широких областях. Теперь это не только неотапливаемый склад, но и вполне комфортные и архитектурно привлекательные сооружения.

    По словам Александра Кайсарова, создание капитальных рынков влечет за собой существенные инвестиции, причем не только в сами сооружения, но и в инфраструктуру. Это скажется на стоимости аренды торговых мест, а в конечном итоге - на покупательских кошельках.

    - Местные власти могут стимулировать перевод временных сельскохозяйственных рынков в стационарные объекты через установление льгот по аренде земельного участка, субсидирование развития инженерных сетей, - продолжает директор Центра инновационного предпринимательства. - Впрочем, в нынешних условиях создание капитальных коммерческих помещений под торговлю вообще представляется несвоевременным. С одной стороны, растут цены на строительные материалы. С другой стороны, коммерческая привлекательность таких объектов для инвесторов является низкой из-за явного превышения предложения над спросом.

    Мнение

    Николай Панков, председатель комитета Госдумы РФ по аграрным вопросам:

    - Решение о продлении сроков перевода рынков в капитальные строения касается большого количества людей. Это не только средний и малый бизнес, но и частные предприниматели, и население, которое всегда продавало выращенную продукцию на сельхозрынках. В ряде населенных пунктов и районных центров нашей страны сельскохозяйственным рынкам нет никакой альтернативы.

    Поделиться