Продажам легковых автомобилей в РФ предрекли падение на 25 процентов
Впрочем, директор практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC Сергей Литвиненко считает этот результат неплохим, учитывая, что в середине третьего квартала падение выглядело просто угрожающим - 26%. Спас ситуацию декабрь с рекордным сбытом более 270 тыс. авто, произошедшим из-за резкого обвала рубля. Причем, если бы маркетологи могли предусмотреть эту ситуацию загодя, продажи в последний месяц года были бы еще выше. Но, к сожалению, подчеркнул эксперт, авторынок неповоротлив и способен адекватно отреагировать на изменение спроса лишь в течение нескольких месяцев.
Среди брендов более всего пострадали импортные (снижение продаж 20% против 15% для отечественных марок и 2% для иномарок российской сборки), такая тенденция, скорее всего, сохранится и в нынешнем году. И это, считает Сергей Литвиненко, служит естественным стимулом для локализации зарубежных брендов в России.
Впрочем, 2,34 млн автомобилей в России все же нашли своих хозяев. По данным компании "АвтоСпецЦентр", первенство одержала отечественная Lada (16,2% рынка), следом расположились корейские марки KIA (8,4%) и Hyundai (8,1%), и здесь самыми ходовыми моделями стали Hyundai Solaris и KIA New Rio. Неплохие результаты продемонстрировали представители японского автопрома, некоторым из которых в условиях тотального спада удалось нарастить сбыт. Так, Mazda прибавила 17,5%, Nissan - 10,7%, Mitsubishi - 1,8% и Infinity - 3,5% (См. диаграмму на стр 1.).
В отличие от массового практически не откликнулся на кризис -2014 премиальный сегмент. "Спрос на дорогие автомобили не столь изменчив, как на бюджетные. Сохраняется интерес к крупным внедорожникам и представительским седанам, недавно вышедшим моделям. Таких много, например, у Mercedes-Benz. Модели, у которых сменилось поколение, также чаще всего привлекают внимание клиентов, и спрос на них оживляется", -- сообщил "РГБ" директор дилерского центра "Audi Центр Север" ГК РОЛЬФ Алексей Шапкин.
Впрочем, спад рынка не может продолжаться бесконечно. Так или иначе, но раз в 3-5-7 лет (в зависимости от величины семейного бюджета) львиная доля автолюбителей предпочитает сменить свою "ласточку" на более свежую. Конечно, перелом к лучшему произойдет не сегодня и даже не завтра, поскольку падение рынка ближе к концу года произошло в сопровождении роста цен на большинство популярных марок - более всего прибавили к стоимости "американцы" (50% и выше). Но, по мнению Сергея Литвиненко, при благоприятной макроэкономической ситуации и должной государственной поддержке уровня 2008 года (продажи 2,7 млн шт.) или 2012 года (2,8 млн) отечественный рынок сможет достичь примерно к 2019-2020 гг.
Одна из таких мер - дальнейшее развитие программы обновления колесных транспортных средств, более известной как программа утилизации. Именно благодаря ее повторному запуску в сентябре 2014-го спад продаж удалось немного выправить. Впрочем, нынешняя программа больше ориентирована на поддержку спроса на коммерческий транспорт, и, исходя из финансирования в 10 млрд руб., по ней можно приобрести не более 130 тыс. легковушек. "Только лишь программа утилизации сегодня не может существенно повлиять на ситуацию на рынке. Если она останется единственной мерой стимулирования продаж, то можно ожидать двукратного обвала. Чтобы избежать коллапса, нужны более эффективные инструменты. Если правительство согласится возобновить программу субсидирования автокредитов и разрешит использовать на покупку авто материнский капитал, то снижение рынка будет более умеренным", - считает Алексей Шапкин. "Авторынку России сейчас нужна любая поддержка, как со стороны государства - возобновление программы льготного автокредитования, продление программы утилизации, замена транспортного налога экологическим и прочее, так и со стороны производителей (за счет локализации заводов по сборке авто) и дилеров, которым необходимо обеспечить стабильное существование сети продаж. В условиях жесткой конкуренции для дилеров приоритетным остается предоставить покупателям выбор. Сейчас никто не будет ждать желаемую модель месяцами, если в соседнем автосалоне авто есть в наличии. То же самое касается и импортируемых машин", - сообщил "РГБ" зампредседателя правления ГК "АвтоСпецЦентр" Валерий Макаев.
Среди других мер поддержки Сергей Литвиненко назвал еще и снижение стоимости владения автомобилем, в том числе и за счет уже упомянутого изменения схемы расчета транспортного налога для стимулирования покупки авто с низким уровнем выбросов. Сейчас, например, содержание компактного кроссовера обходится владельцу примерно в 334 тыс. руб. в год (при среднем пробеге в 20 тыс. км). В структуре этих затрат 28% составляет потеря стоимости, 21% - выплаты по кредиту, 16% съедает топливо, 26% - ОСАГО и КАСКО, 3% - техобслуживание, 2% - налоги и сборы, и 4% - прочие расходы, к коим относятся оплаты парковок, эвакуаторов и прочих "услуг". Таким образом, вопреки бытующему среди автомобилистов мнению, введение платного паркинга в центральной части крупных городов - не самая существенная угроза карману автовладельца.