26.03.2015 12:51
    Поделиться

    Эксперты: Подорожание запчастей приведет к росту числа ДТП

    В Новосибирске значительно подорожали запчасти на иномарки. В первую очередь, это коснулось продукции японских производителей - рост цен в этом сегменте достигает двухсот процентов. Почему удорожание происходит неравномерно, а главное - чем может обернуться повышение цен? Специалисты говорят об увеличении количества ДТП и росте стоимости автострахования.

    "Азиат" "азиату" рознь

    Колебание курсов валют не могло не сказаться на авторынке, ведь в этой сфере Россия в значительной степени зависит от импорта. Не секрет, что даже отечественные модели машин по большей части собираются из деталей и узлов, произведенных за рубежом. Цены на такие запчасти поднимаются в соответствии с ростом курса доллара и евро, хотя и не по всем позициям одинаково.

    - Большая часть запасных деталей подорожала пропорционально, в среднем на тридцать процентов, - сообщил корреспонденту "РГ" руководитель Новосибирской автомотоассоциации Алексей Носов. - Но есть позиции, где стоимость взлетела на все двести процентов. Такая информация поступает от автовладельцев. Я сам не так давно проводил плановое техобслуживание своего автомобиля, и могу сказать, что на давно знакомом мне СТО детали для моего "японца" подорожали в среднем на сто процентов.

    По словам эксперта, рост цен примерно на пятнадцать процентов наблюдается даже на отечественные детали, однако прежде всего ситуация сказывается на запчастях японских производителей. Они дорожают в первую очередь и порой необоснованно - просто потому, что этих автомобилей в Новосибирске больше, чем остальных.

    - И чем дальше за Урал, тем их доля только увеличивается, - подчеркивает Алексей Носов. - Соответственно, раз спрос огромный, рынок и отреагировал быстро. Европейские детали дорожают тоже, но не так стремительно. Ведь большинство запчастей все же требуется для автомобилей вторичного рынка, который в России доминирует над первичным, а львиная доля "вторички" - это именно азиатские марки.

    Впрочем, и про Азию в целом нельзя говорить так категорично, ведь все большее распространение в России получают китайские и южнокорейские автомобили. КНР и Республика Корея держатся от антироссийских санкций в стороне, и, несмотря на падение рубля, запчасти из этих стран пока не дорожают. Во всяком случае, если говорить о "родных" деталях с заводов-производителей, реализуемых официальными дилерами.

    - Знаю, что решение пока не повышать цены было принято на уровне руководства корпорации, - пояснил директор одного из новосибирских автосалонов Игорь Удалов. - Не могу говорить за всех, но что касается нашего салона, то цены на техобслуживание и детали мы незначительно поднимали лишь в январе прошлого года, еще до введения санкций. Это были обычные инфляционные повышения, которые можно назвать незначительными. С тех пор у нас в стоимости не поднялась ни одна деталь, несмотря на валютные скачки. Другое дело, что заметно дорожают сопутствующие товары сторонних производителей, такие как автосигнализация, масла и прочее - то, что не производится собственно под нашей маркой.

    Прогнозировать дальнейшую ситуацию директор автосалона не берется, признавая, что поставщики могут поднять цены в любой момент.

    Рыночный парадокс

    Специалисты, занимающиеся обслуживанием машин из Страны восходящего солнца, подтверждают, что запчасти из Японии подорожали существенно. Однако в официальных дилерских центрах рост цен все же стараются контролировать. Как пояснили "РГ" в новосибирском автосалоне, предлагающем продукцию одну из популярнейших японских марок, первое удорожание произошло в декабре - до этого цены удавалось сдерживать, несмотря на то, что курс рубля по отношении к ведущим мировым валютам активно снижался с середины лета. А сегодняшние цены закрепились в январе, их рост составил порядка 25-35 процентов.

    - В первую очередь, подорожали товары не ежедневного спроса: кузовные детали и запчасти, которые не используются для технического обслуживания, - говорит руководитель отдела запасных частей и аксессуаров салона Иван Эпштейн. - Товары, пользующиеся наибольшим спросом, в которых автовладельцы нуждаются постоянно, поднялись в цене не столь значительно. На этом фоне была снижена маржа в части дилера-производителя. Кроме этого снижаем и стоимость самих работ, нормо-часа обслуживания приблизительно на пятнадцать процентов, что сказалось на доходах компании, но в заработке наши сотрудники не потеряли. Приходится ужиматься, чтобы компенсировать повышение цен на запчасти.

    При этом специалист заявляет, что значимого оттока клиентов пока не наблюдается, объясняя это особенностью рынка. Например, запчасти, которые были ввезены в Россию неофициально, подорожали прямо пропорционально курсу доллара, что превышает средний 30-процентный рост стоимости лицензионной продукции. В итоге в декабре сложилась любопытная и парадоксальная ситуация: лицензионные запчасти стоили дешевле, чем различного рода дубликаты, хотя последние традиционно пользуются спросом именно по причине низкой стоимости. Сейчас можно говорить о том, что эти две ценовые категории выровнялись, но, опять же, грамотный автовладелец отдаст предпочтение фирменной продукции.

    Но такая ситуация, скорее всего, продлится недолго - в этом мнении сходятся все опрошенные эксперты - и последствия изменений на рынке могут быть самыми печальными. Большинство автовладельцев, скорее всего, предпочтет так называемый гаражный сервис: наверное, у каждого автолюбителя есть знакомый, который сможет недорого "подшаманить" машину в своем личном или специально отведенном для этого гараже. А ведь это даже не СТО, деятельность которых, впрочем, также не лицензируется. Сомнительного качества детали и ремонтные работы - неизбежные атрибуты "гаражного" сервиса. По мнению экспертов, неминуемо появятся и те, кто решит обойтись без ремонта. Такие рисковые водители будут ездить на автомобилях, заведомо зная об их неисправности.

    Запчасти ценою в жизнь

    Повальный уход из официального автосервиса может привести к увеличению числа ДТП. Если та или иная деталь может отказать в любой момент и на любой скорости, не исключено, что вырастет количество трагических случаев. Даже новенькие дубликаты не дают стопроцентную гарантию: пускай внешне они выглядят точь-в-точь как "родные" детали, нельзя быть уверенным, что для их производства использовался требуемый сорт металла и соблюдались все необходимые технологии. Но при дальнейшем удорожании запчастей большинство автовладельцев закроет глаза на гарантии ради экономии.

    Еще одним немаловажным последствием, по мнению руководителя Новосибирской автомотоассоциации Алексея Носова, может стать повышение тарифов на ОСАГО и КАСКО:

    - Автовладельцам такой поворот событий покажется не совсем логичным, но страховые компании в любом случае привязываются к стоимости запчастей по своим выплатам, - поясняет автоэксперт. - При этом мы и сейчас до конца не знаем, какие доходы у страховщиков от ОСАГО, а в связи с этим вопросы и инициативы периодически возникают как у законодателей, так и у общественников, которые постоянно обвиняют страховые компании в получении сверхприбыли. Вспомните, как писал Маркс: нет того преступления, на которое не пошел бы капитал ради 300-процентного прибыли даже под страхом виселицы. В начале года ряд торговых сетей, не имея на то оснований, взвинтил цены на некоторые продукты - эта ситуация широко освещалась в СМИ. В случае автостраховки может произойти то же самое, тарифы не просто поднимутся, а вырастут необоснованно.

    Кроме того, повышение цен на официальные запчасти - прекрасная среда для развития рынка контрафактной продукции. Если говорить об азиатских марках, то за последние несколько лет контрафакт просто наводнил российский рынок, что стало следствием низкой защиты запчастей от подделок.

    - Что мы видим, когда покупаем деталь? - задается вопросом Алексей Носов. - Это простая коробка или прозрачный пакет с названием бренда. В большинстве случаев нет никаких голограмм и других степеней защиты на упаковке. Сейчас какие-то шаги в этом направлении предпринимаются, но пока что контрафактной продукции в России по-прежнему много. Хотя, конечно же, крупные компании работают с проверенными поставщиками, и вероятность встретить контрафакт на прилавках солидной торговой точки довольно низкая.

    В дилерских центрах согласны, что доля контрафакта в Сибири пока невелика, зато западную часть России он уже наводнил сполна. "Во всяком случае, такие сигналы получаем от наших представителей в Москве и других крупных городах по ту сторону Урала", - уточняет Иван Эпштейн. Если же цены будут расти, то контрафакт может хлынуть и в сибирские регионы, а ведь это даже не дубликаты, которые производятся на специализированных фабриках. Развитие контрафактного рынка приведет все к тому же увеличению количества ДТП, которые и в сегодняшних реалиях ежедневно уносят десятки жизней.

    Вывод напрашивается сам собой: для того чтобы в меньшей степени зависеть от санкций, от экономик как Запада, так и Востока, в России необходимо налаживать свое производство. Ведь, по сути, у нас есть и заводские мощности, и грамотные специалисты. Что же мешает производить те же запчасти? Почему на данном этапе в России ограничиваются в основном сборкой автомашин? Возможно, потому, что производство у нас дороже само по себе, чем в ряде других стран.

    Известный факт: электроэнергия в Китае стоит в разы дешевле, поэтому даже российским промышленникам выгоднее производить товары там и везти сюда уже готовую продукцию. Пока эта ситуация не изменится, пока отечественные производители не получат льготы и благоприятные условия, говорить о положительной динамике не приходится. И запчасти, скорее всего, будут только дорожать, со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе и трагическими. Похоже, вскоре поговорка "дьявол кроется в деталях" может приобрести и новый, более зловещий смысл.

    Поделиться