В Европе любят выставки Эрмитажа о королях и императорах. Портрет Петра I, рекламирующий выставку о нем, например, достигал размера амстердамского небоскреба и был виден над всей гаванью.
Выставка про Александра I и Наполеона, открывшаяся в год 200-летия битвы при Ватерлоо и Венского конгресса, посвящена дружбе, войне, любви и политике, из которых выросла новая система европейской безопасности. Она в том числе и о том, как дружба может заканчиваться войной, а война завершаться таким благородством победителя, которое высоко ценит побежденный.
Первая часть выставки переносит нас в Мальмезонский дворец, где императрица Жозефина ждет в одиночестве победно воюющего на всем европейском континенте императора. Устраивает приемы, выращивает розы и собирает коллекцию диковинных растений. Музей покажет в Амстердаме часть ее замечательной художественной коллекции, волею судеб и благородством Александра перекочевавшую в Эрмитаж. Среди шедевров, некоторые из которых впервые будут показаны голландской публике, - "Наказание охотника" Поттера и "Три грации" Кановы.
В 1807 году Наполеон заключает с российским императором Тильзитский мир, который по идее должен изменить политический расклад в Европе и Азии. А между Наполеоном и Александром возникает дружба, которая кажется искренней и вечной. Однако договор о "мире и дружбе на все времена" оказался не выполненным, а Наполеон в 1812 вторгся в Россию.
На выставке в Амстердаме будут представлены четыре монументальных полотна Петера Хесса, иллюстрирующих различные эпизоды войны 1812 года. Они широко представлялись Эрмитажем в России в год 200-летия Отечественной войны 1812 года. Катастрофа отступления, Березина, конец Великой армии, поражение Наполеона, Александр I вступает победителем в Париж. И снова в громыхании большой истории - сюжет о любви. Российский монарх знакомится в Париже с императрицей Жозефиной в ее дворце Мальмезон, окружает ее - к чести победителя - знаками внимания и милостями. Она в ответ дарит ему поистине королевский подарок - камею Гонзага III века до н.э., полученную в подарок от своего мужа.
Александр I не решился забирать художественное собрание Мальмезона как трофейное, но стал одним из основных покупателей коллекции, заплатив за нее наследникам Жозефины поистине астрономическую по тем временам сумму - 940 тысяч французских франков. Но, как мы теперь понимаем, имея в собрании Эрмитажа Рембрандта, Лоррена, Терборха, Канову, в большом историческом времени он - и Россия вместе с ним - не прогадали.
На выставку отправлено более двухсот экспонатов из коллекции музея, это произведения живописи, декоративно-прикладного искусства, оружие и личные вещи двух великих правителей.
Выставка в Амстердаме откроется 28 марта и продлится до 8 ноября 2015 года
Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа:
Состав музейной коллекции может сам создавать уникальные сюжеты. Сегодня речь идет именно о таком случае.
В галерее портретов членов династии Романовых висит знаменитый портрет двух маленьких мальчиков, сыновей Павла Петровича − Александра и Константина. Его заказала английскому художнику Ричарду Бромптону Екатерина, и на нем хорошо видно, что для нее царские внуки были частью ее амбициозного Греческого проекта. Александр разрубает мечом "Гордиев узел". Называя этим именем старшего внука, императрица подчеркивала, что видит в нем великого завоевателя Востока. Его сознательно воспитывали на примерах жизни македонского царя. Названный в честь победителя Дария, он стал победителем Наполеона. Это великое свершение стало осевым событием его очень поучительной жизни.
Царствование Александра началось с переезда в Зимний дворец сразу после убийства заговорщиками его отца − императора Павла, к которому многие считали его причастным. В конце его правления возник воплотившийся потом в знаменитом восстании декабристов широкий заговор знати, направленный против Александра. Император об этом заговоре знал. Есть очень стойкая народная легенда, что он лишь инсценировал свою смерть, а на самом деле удалился от мира и прожил остаток жизни под именем старца Федора Кузмича. Молодой Александр мечтал провести в России просветительские реформы, но, как и Екатерину до него, реальность заставила оберегать старые политические традиции. Екатерину поставил на место Пугачевский бунт. Александра − Наполеон.
Справившись с нашествием всей Европы, русский царь понял, что его историческая функция − не реформировать, а охранять. Эрмитаж недавно получил в подарок сафьяновый портфель, которым император пользовался во время Венского конгресса, когда победители создавали новую систему европейской безопасности с Россией в качестве важнейшего элемента. Это была новая миссия Александра и его наследника.
Молодой Александр вступил с Наполеоном в борьбу, которая поначалу завершилась миром и чуть ли не дружбой в ходе Тильзитской встречи. Само собой разумеется, Наполеон обманул Александра, но и русский царь воспользовался передышкой, чтобы присоединить к России Финляндию и новые земли на Кавказе. Наполеоновское нашествие народов на Россию привело к Отечественной народной войне, ставшей важнейшим событием в формировании национального и культурного самосознания России. Архитектурный комплекс Дворцовой площади − двойная триумфальная арка, Александровская колонна, Александровский зал и Военная галерея − уникальный пространственный памятник этому событию, и сегодня сохраняющий его в национальной памяти.
Коллекции Эрмитажа полны материалов − воспоминаний об Александре Македонском, в чем посетители могли убедиться на большой выставке о нем, представленной несколько лет назад в Петербурге, Амстердаме и Сиднее. Среди любимых сюжетов александровского цикла − великодушие Александра по отношению к семье Дария (вспомним хотя бы огромное полотно Миньяра). Весьма возможно, что историческое воспитание стало одним из источников знаменитого великодушия, проявленного Александром во взятом русскими войсками Париже. В мировую историю вошли и легенды и факты его особой заботы о том, чтобы не раздражать и не унижать побежденных французов. Он даже выступал против изъятия из Лувра свезенных туда Наполеоном памятников искусства со всей Европы. На всех большое впечатление произвела и его трогательная дружба с императрицей Жозефиной, галантность, которую, говорят, оценил сам Наполеон. Когда Жозефина скоропостижно скончалась, по приказу русского императора ее провожали части русской императорской гвардии. В Эрмитаже об этой дружбе напоминает подарок Жозефины − великая камея Гонзага, а о самой императрице − веселые полотна светской жизни Мальмезона, ее дворца-имения. Продолжением дружбы стало приобретение Александром у наследников Жозефины художественной коллекции, происходившей частично из подарков Наполеона и его военных трофеев. В немецкие планы времени Первой мировой войны входило требование возврата этих коллекций, но не во Францию, а в Германию. История не дает нам забыть о Жозефине.
Жозефина же стала источником личной памяти о Наполеоне, воплощенной в эрмитажных собраниях и экспозициях. Как известно, в России, победившей Наполеона, как и во многих других местах мира, возник культ французского императора. Этот культ и сегодня имеет в нашем музее богатую и красивую основу − личные вещи Наполеона и знаковые вещи его эпохи, включая саблю из сражения при Маренго, знаменитую церемониальную шпагу, жезл маршала Даву, многочисленные знамена и красивые подарки от императора императору. Значительная часть наполеоновских "памятников" оказалась в России благодаря причудливому продолжению сюжета об Александре и Жозефине. Сын ее сына и знаменитого наполеоновского полководца Евгения Богарне, герцог Лейхтенбергский, женился на дочери императора Николая Первого, и род Лейхтенбергских стал важным участником политической и культурной жизни России. С ними в Петербург попали и многие мемориальные вещи Наполеона, и еще одна часть их художественных коллекций, включая "Три грации" Кановы.
Потому в Эрмитаже воспоминания об Александре, Жозефине и Наполеоне оказались связанными больше, чем это было в реальной истории. Сюжет определяют не только события, но и мечты Екатерины, диалог Александровской колонны с Вандомской, мистическая история камеи Гонзага, сабля Евгения Богарне и ее изображение на портрете, "Снятие с креста" Рубенса, "Наказание охотника" Поттера, наивное изображение встречи императоров в Тильзите и удивительный портрет императрицы Жозефины работы Франсуа Жерара. Так она стала героем истории сложения нашего музея. Это - хорошее добавление к любой биографии.