Таксопарки стали активно использовать в своей работе технологии
Обновлять "колеса" менеджеры таксопарков стараются не реже, чем в 3-4 года, причем сотрудничать предпочитают не с производителями, а с дилерами. "Каждый производитель, разумеется, хвалит свой бренд, но реалии таковы: именно такси быстро показывают, какая марка надежна и проста в эксплуатации. В то же время выбор иногда объясняется и "привычками" рынка. Например, VIP-клиенты привыкли к автомобилям Mercedes и другие машины не воспринимают как бизнес-класс. Поэтому покупка других марок может повлечь риски, связанные со сложностью продажи услуг клиентам", - говорит руководитель Наутакси, член Ассоциации "Национальный совет такси" Вячеслав Пархоменко. Российские таксопарки чаще всего приобретают автомобили Hyundai Solaris, Skoda Octavia, Ford Focus, Renault Logan и Chevrolet Lacetti. Перевозчики, работающие в бизнес-сегменте, предпочитают автомобили марок Mercedes (E класса), Audi, Toyota и Lexus.
Средний возраст автомобиля в парках - 2-3 года. В хорошем таксопарке редко эксплуатируются автомобили старше 4 лет. Конечно, при правильной эксплуатации возможно работать и 5-7-летними. Обычно это машины высокого класса. Авто экономсегмента, как правило, не соответствуют стандартам после 3 лет эксплуатации.
Средний автопарк на рынке Москвы имеет до 30 собственных автомобилей. "Это то количество, при котором "проверяется", сможет ли парк работать и развиваться. Меньшее количество машин не позволяет получать прибыль, большее - усложняет управление парком. Без нужного опыта и правильно подобранной команды большое количество машин может принести серьезные убытки. Если руководитель сможет нащупать "золотую" середину, парк начнет приносить прибыль и будет развиваться", - говорит Пархоменко.
По данным АА "Автостат", российский рынок корпоративных продаж автомобилей в 2014 году снизился на 6%. Свои первые машины автопарки закупают у дилеров. И это не мешает им получать хорошие скидки за счет объемов заказа. Работа напрямую с производителями возможна в редких случаях. Дело в том, то парки обновляются небольшими порциями, а заинтересовать производителя можно крупными заказами - от 100 машин.
Более 75% всех заказов получают таксопарки экономкласса. Не очень востребованы в столице мини-вэны: такие автомобили дороги в закупке и под них нужно искать клиента. Что касается универсалов, то это более 40% всего подвижного состава. Такие автомобили чаще всего востребованы для поездок в аэропорты.
Таксопарки стали активно использовать в своей работе технологии. Появилось специализированное ПО для диспетчеризации и мониторинга, машины стали оснащаться GPS-устройствами и мобильным Интернетом. С появлением навигаторов работа таксиста теперь не требует досконального знания города. Привлечение заказов тоже стало более технологичным - вместо покупки рекламы теперь можно просто подключиться к агрегатору онлайн-заказов. Появился целый класс таксопарков, которые работают только на заказах от агрегаторов.
Сегодня на рынке такси очень серьезная конкуренция. Но появилась тенденция по сокращению количества перевозчиков. "Затрудняется выход на рынок новых компаний, поскольку существенно растут издержки (стоимость автомобилей, кредитование и лизинг, комиссии агрегаторов, предоставляющих заказы), а стоимость поездок остается той же, что и в прошлом году", - говорит директор по развитию Taxi-korporativnoe.ru Елена Гизерская.
По словам экспертов, новоявленные владельцы парков редко задумываются о том, где они будут брать заказы. Появление таких сервисов, как Яндекс.Такси, GetTaxi, создают иллюзию, что заказы будут всегда и их хватит всем. Часто парки начинают с того, что демпингуют, предлагают водителям низкие проценты по своим комиссиям. Это приводит к тому, что прибыли не хватает на качественный маркетинг.
Эксперты уверены, что российский рынок такси в самом начале пути. "У нас еще очень несовершенное законодательство в этой области. В частности, штраф за нелегальный извоз (когда в такси используется автомобиль без специального разрешения) составляет 5 тыс. руб., в то время как официальный таксопарк практически за любое нарушение должен заплатить 50 тыс. (например, за отсутствие отметки механика в путевом листе). У нас нет сильных профсоюзов и иных организаций, которые способны отстаивать права таксистов", - говорит Елена Гизерская.