31.03.2015 00:42

Запрет в нашу пользу

Российские производители специальной и строительной техники получили преимущества
Российское правительство не так давно ввело запрет на госзакупки импортной машиностроительной продукции. Под запрет попали 55 видов техники, которые включают в себя большую часть строительной и специальной. По мнению экспертов, это решение поможет отечественным и локализированным производителям "перетащить одеяло" на свою сторону.

Полностью завладеть рынком предприятиям, производящим спецтехнику на территории России, вряд ли удастся. "Доля госзакупок в общем объеме рынка составляет от 10 до 30%. Но, учитывая, что довольно большое количество иностранных производителей уже разместили или скоро разместят производственные площадки в России, этот запрет существенным образом не повлияет на расстановку сил", - считает Сергей Харитонов, директор по развитию JCB в России. Здесь также нужно учитывать, что полноценным российским считается производство с долей локализации не менее 50%, а сегодня практически никто из иностранных производителей не обладает такой степенью.

Несмотря на небольшую долю госзакупок в общем объеме рынка, распределение сил может скорректироваться в пользу отечественных производителей, во всяком случае, они прилагают к этому все усилия. "Запрет на госзакупку импортной техники может в некоторой степени повлиять на изменение соотношения в пользу отечественной и локализованной техники, особенно в комплексе с экономическими факторами. Но есть некоторые трудности с реализацией постановления, - считает гендиректор компании "РМ - Терекс" Кристиан Кремер, - так, в документ включены далеко не все востребованные рынком позиции".

Кроме того, запрет можно обойти. "Многие организации используют обходные пути - берут технику в аренду или заключают договор на подряд с частной компанией", - поясняет директор по маркетингу компании "Ивеко Руссия" Дмитрий Швед.

Напомним, что запрет не распространяется на производителей из стран - членов ЕАЭС (Белоруссия, Армения, Казахстан). Но эксперты не рассчитывают на наплыв специальной и строительной техники из этих стран. "В границах ЕАЭС (за исключением Белоруссии) нет развитого производства стройтехники. Что же касается Белоруссии, в некоторых сегментах ее производители имеют значительную долю на российском рынке, - объяснил Кристиан Кремер. - В Белоруссии есть несколько производителей экскаваторов и бульдозеров, но объем выпуска небольшой, и продажи ограничиваются внутренним рынком. Наиболее крупные производители стройтехники поставляют ее на российский рынок. Также идут в Россию как мало востребованные продукты (погрузчик с бортовым поворотом, телескопические и вилочные погрузчики), так и традиционно пользующиеся спросом фронтальные погрузчики. Говорить о конкуренции белорусских производителей с российскими можно только с большой натяжкой. В тех сегментах, где отечественные производители имеют сильные позиции, техника из Белоруссии не представлена. И наоборот".

"Главное преимущество отечественной техники - это привлекательная цена. Импортная же делается с упором на качество продукции и экономию при эксплуатации, - говорит Дмитрий Швед. - И в среднесрочной перспективе совокупная стоимость владения европейским грузовиком, вероятно, будет ниже благодаря высокой надежности, экономичности и более выгодной стоимости на вторичном рынке".

Но пока преимущества на стороне отечественной продукции. "Во-первых, импортная техника значительно дороже, и во время сложной экономической обстановки потребитель выбирает машины среднего и низкого ценового сегментов. Во-вторых, в связи с ослаблением рубля стоимость покупки и содержания импортной техники значительно увеличивается. Многие покупатели, вероятно, предпочтут российские аналоги. В-третьих, постановление о запрете госзакупок импортной техники также немного снизит ее долю на российском рынке. Таким образом, в большей степени пострадают такие сегменты, как гусеничные экскаваторы и экскаваторы-погрузчики, фронтальные погрузчики, погрузчики с бортовым поворотом. В меньшей степени спрос изменится на рынках автогрейдеров, автокранов и колесных экскаваторов", - пояснил Кристиан Кремер.

Однако укрепиться на падающем рынке - задача не из простых. В этом году эксперты ожидают снижение спроса на строительную и специальную технику. "По нашим прогнозам, падение составит от 20 до 50%. Мы полагаем, что все основные сегменты рынка специальной и строительной техники покажут приблизительно одинаковое падение", - говорит Сергей Харитонов.

Ну а изменения географии потребления специальной и строительной техники внутри страны в ближайшее время не произойдет, ведь основные потребители пока остались на тех же местах, несмотря на снижение девелоперской активности. "Многие крупные девелоперские проекты действительно "замораживаются", поскольку высокая степень экономической и внешнеполитической неопределенности вынуждает инвесторов перестраховываться и сокращать затраты, - рассказали в компании "Скания-Русь". - Однако расходы на поддержание стройплощадки в пределах двух столиц довольно велики, соответственно, многие девелоперы могут принять решение продолжить строительство и не "замораживать" объект. Да и в масштабах страны остается достаточно много проектов федерального и местного значения, сворачивание которых нецелесообразно или невозможно. Помимо этого есть нужды промышленности, у которой есть спрос на карьерные самосвалы для работы в тяжелых условиях, а также специальную и строительную технику".

Сейчас главная задача производителей специальной и строительной техники - не только занять место импорта, но и закрепиться на рынке. "Если вспомнить кризис 2008-2009 годов, можно заметить, что почти во всех сегментах при общем падении рынка выросла доля российских производителей. И это произошло как бы автоматически, - говорит Кристиан Кремер. - Продажи упали у всех, но у иностранных компаний более ощутимо. Другой вопрос, что отечественные производители не смогли должным образом воспользоваться сложившейся ситуацией для укрепления своих позиций на рынке, и уже в следующем году откатились назад. Сейчас, в сложных экономических условиях, у российских производителей есть хороший шанс заявить о себе, но это требует серьезной комплексной работы по многим направлениям. Речь идет обо всех сегментах, в которых российские компании имеют компетенции. Это экскаваторы, прежде всего колесные, экскаваторы-погрузчики, башенные краны, бульдозеры. И, конечно, появляется возможность упрочить лидерство отечественных производителей в сегменте автогрейдеров и автокранов".