В Черное море войдет американский эсминец
Ожидается, что в черноморский регион он прибудет уже завтра. В какую сторону будут направлены радары эсминца, догадаться несложно. Это побережье Крыма. Раньше западные адмиралы хотя бы пытались закамуфлировать свой интерес к полуострову и граничащей с ним украинской территории участием в натовских маневрах. Теперь даже этого не делают. В официальном сообщении 6-го американского флота открыто говорится, что миссия "Джейсона Данхема" заключается в демонстрации "приверженности США взаимодействию с союзниками по обеспечению безопасности и боеготовности, а также укреплению мира и стабильности союзников по НАТО в регионе".
Такой лукавой формулировкой американцы прикрывались всякий раз, когда отправляли своих военных в различные "горячие точки" мира - будь то Персидский залив, адриатическое побережье Югославии или, как в данном случае, Черное море. Там корабли США "прописались" более года назад, и, похоже, эту ротацию американцы поставили на поток. Эсминец "Рэмэдж", флагман 6-го флота "Маунт Юнити", эсминец "Дональд Кук", фрегат "Тэйлор", ракетный крейсер "Велла Галф" - вот далеко не полный перечень боевых единиц американских военно-морских сил, которые в прошлом году заходили в Черное море.
На языке флотоводцев такие походы дипломатично называются демонстрацией военно-морского флага. Эксперты по международной безопасности высказываются более откровенно: в связи с событиями на Украине США и их союзники по НАТО вновь и вновь пытаются оказать психологическое давление на нашу страну. А заодно провести радиоэлектронную разведку российского побережья.
Упомянутая в американском сообщении забота о безопасности в регионе далеко не всегда носит мирный характер. Чем она подчас оборачивается, хорошо известно по событиям в бывшей Югославии. В 1999 году для наведения там "мира" натовцы, в том числе, направили в Адриатику 3 авианосца, 6 ударных подводных лодок, 2 крейсера, 7 эсминцев, 13 фрегатов и 4 крупных десантных корабля. В ходе боевой операции только американцы выпустили по югославской территории 218 крылатых ракет морского базирования.
Между прочим, такие имеются и на борту "Джейсона Данхема". Помимо крылатых "Томагавков", эсминец может быть оснащен противоракетами SM-2 или SM-3, боевой информационно-управляющей системой "Иджис" для их наведения, мощной ПВО, артиллерийским и минно-торпедным вооружением.
Вряд ли американцы отважатся применить вся эту мощь против кораблей нашего Черноморского флота. Прямого военного противостояния флотов, конечно, ждать не стоит. У черноморцев в Крыму создана надежная противоракетная оборона. Ее, в том числе обеспечивают береговые ракетные комплексы "Бастион". Да и флагман ЧФ ракетный крейсер "Москва" мгновенно отреагирует на любую провокацию американцев. Этот корабль не случайно прозвали на Западе "убийцей авианосцев". 16 противокорабельных комплексов "Вулкан" способны пустить на дно не то что одиночный корабль, а целую группу кораблей.
Тем не менее, игнорировать звездно-полосатый флаг в Черном море в России, конечно, не станут. Наш МИД наверняка проследит, чтобы присутствие там американцев укладывалось в конвенцию Монтре. Этот документ еще в 1936 году установил, что общий тоннаж военных кораблей нечерноморских государств в Черном море не должен превышать 30 тысяч тонн, а срок их пребывания ограничен 21 сутками.
По конвенции Монтре "Джейсона Данхема" должен покинуть Черноморье не позднее 24 апреля. И проконтролировать время его пребывания в регионе - дело не лишнее. Чужие воды американцы, как правило, покидать не спешат, и для задержки используют любой повод. Например, во время Олимпийских игр в Сочи американский фрегат "Тэйлор" пробыл в Черное море почти на две недели больше разрешенного.
Что же касается психологического давления, то и наши военные отлично владеют этим оружием. Достаточно вспомнить, как в апреле прошлого года экипаж российского самолета Су-24 крепко потрепал нервы команде американского эсминца "Дональд Кук".
Самолет с включенным комплексом радиоэлектронного подавления буквально ослепил и оглушил корабельную электронику. Это позволило Су-24 около полутора часов маневрировать вокруг эсминца, порой снижаясь над его бортом до 150 метров.
В принципе - это нормальная практика, преследующая целью вскрыть систему корабельной ПВО. Но в США, понятное дело, этот полет назвали провокационным. Однако свой эффект он возымел. Когда "сухой" улетел, эсминец спешно направился в румынский порт - американцам надо было привести нервы в порядок. Но для 27 моряков стресс оказался слишком сильным, они написали рапорта на увольнение.