В Башкирии придумали нестандартные методы снижения аварийности
В прошлом году на дорогах республики погибли свыше 700 человек, в числе которых 21 ребенок. В большинстве случаев виновниками аварии были водители и пешеходы, пренебрегшие правилами дорожного движения. Поэтому в нынешнем году главным направлением работы региональной госавтоинспекции стала профилактика нарушений ПДД. Полицейские для этого используют всевозможные средства, в том числе и нестандартные.
С надеждой на детей
Достучаться до сознания водителей зачастую нелегко. Большинство из них понимает, что во время дождя, снегопада, гололеда и тумана стоит ограничить скорость движения автомобиля, держать дистанцию, быть максимально внимательным, а лучше и вовсе не выезжать. Но знать правила не значит соблюдать их. В прошлом году погодные условия стали сопутствующей причиной 334 аварий, в которых погибли 96 человек и пострадали почти 500.
- Изменить представления взрослого человека сложнее, чем воспитать законопослушного ребенка. К тому же именно дети могут позитивно повлиять на поведение своих родителей, попросив не нарушать разметку или сбавить скорость при плохой погоде. Поэтому сегодня надо делать акцент на малышах, это вклад в будущее, - считает министр образования РБ Альфис Гаязов.
Но обычные скучные лекции для воспитания "законопослушных" детей не годятся. Организаторы всероссийской социальной кампании "Прогноз безопасности" решили использовать для этого развлекательно-познавательную программу: эксперименты и опыты, игры и викторины, фильмы и спектакли. Данное мероприятие коснулось и воспитанников детских садов, и учащихся школ, и студентов вузов Уфы. Дополнительно акцию провели и в торговом центре. И папам, и их детям было интересно проверить скорость своей реакции, ощутить, как в зависимости от погодных условий меняется сцепление колес с асфальтом, попытаться найти все отражатели на манекене через "мокрое" стекло. Республиканская госавтоинспекция уже стала продумывать, как сделать такие недели безопасности традиционными по всей республике.
Уполномоченный по правам детей в РБ Милана Скоробогатова считает: чтобы усилить эффект изучения ПДД детьми, нужно больше мотивировать на эту работу учебные заведения. По ее словам, пора начать вести антирейтинг школ по количеству учеников, нарушивших правила дорожного движения и участвовавших в ДТП. Или даже добавить этот критерий в оценку эффективности деятельности педагогов. Может, тогда повсеместно заработает "родительский патруль", который бы помогал школьникам переходить через оживленные улицы. Эффективность этого проекта уже проверили на себе жители Туймазов, где зимой родители и педагоги стояли на "посту" в светоотражающих жилетах и со специальными фонарями утром, когда дети шли в школу, и вечером, когда малыши возвращались.
Возможно, стоит ввести рейтинги и для чиновников, чтобы они лучше следили за правильной установкой и целостностью знаков дорожного движения и светофоров. Пока же власти предпочитают закупать камеры фото- и видеофиксации, которые значительно снижают число ДТП, а заодно пополняют бюджет региона.
Сила веры
В то же время сегодня в республике активно используется другой более нестандартный метод сокращения аварийности - обращение к представителям традиционных конфессий. Служители православной церкви и мусульманского духовенства по просьбе ГИБДД освящают наиболее аварийные участки дорог. Несмотря на то что реакция на такие манипуляции у жителей Башкирии неоднозначная, главный госавтоинспектор утверждает: данный метод имеет положительные результаты.
- Есть один конкретный факт. На участке дороги в Благоварском районе практически на границе с Буздякским постоянно происходили смертельные ДТП, в них ежегодно погибали четыре-пять человек. Мы пригласили туда прочитать молитву муллу и провести молебен священника, и вот уже три года подряд смертельных аварий там не было, - отметил Динар Гильмутдинов, трижды постучав на всякий случай кулаком по столу.
Представители духовенства уверены: там, где погиб человек, нужно обязательно провести молебен. К тому же водители, завидев священника с кадилом и молящегося на краю дороги имама, сбавляют скорость движения и задумываются о своей безопасности.
- Жизнь и здоровье - это бесценный дар, о которых каждый человек должен заботиться сам, в том числе и соблюдая правила дорожного движения, - считает митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон.
В то же время верховный муфтий РФ Талгат Таджуддин отметил: важно помолиться перед тем, как сесть за руль, а заодно подумать, стоит ли вообще куда-то ехать в плохую погоду.
- В пургу человек собаку на улицу не выгонит, так зачем же сам выезжает на машине? - спрашивает Талгат Таджуддин.
Яма против аварии
Но даже представители духовенства подчеркивают: только на высшие силы надеяться не стоит, нужно и самим подумать о качестве дорог и их своевременном ремонте. Такой способ снижения аварийности на дорогах республики сомнений ни у кого, кроме чиновников, не вызывает. Последние считают: чем больше ям, тем ниже скорость, а значит и меньше аварий. Они забывают, что автомобилистам потом приходится оплачивать дорогостоящий ремонт подвески и менять помятые диски. По сути это то же ДТП.
Как отметил главный госавтоинспектор Башкирии Динар Гильмутдинов, в весенний период, когда на дорогах больше всего образуется ям, количество механических аварий действительно резко возрастает. Только вот отдельной статистики конкретно по таким ДТП не ведется. В то же время ежегодно на ремонт и содержание дорог в Уфе выделяется порядка двух-трех миллиардов рублей.
- Дорожники не успевают залатать и отремонтировать все дороги сразу, поэтому нужно просто выбирать безопасную скорость движения с учетом наличия ям, - советует Динар Гильмутдинов.
Глава администрации Уфы Ирек Ялалов на критику состояния асфальта в столице республики заявил, что не знает ни одного города с идеальными дорогами.
- Даже на основных туристических маршрутах в иных странах через 200 метров от центра любой столицы можно найти яму, потому что везде есть промышленные зоны и депрессивные районы. Я был в Лозанне (Швейцарии), и даже там нашел аналог нашей Черниковки! Мы делаем все возможное, и, кстати, сегодня Уфа находится в пятерке лучших городов в стране по состоянию транспортной сети, - заметил Ирек Ялалов.
По его словам, проблема с дорогами в столице Башкирии связана с отсутствием ливневой канализации: в Уфе "ливневкой" обеспечены лишь девять процентов дорог. Якобы именно вода, которая замерзает, а затем тает и расширяет трещины, виновата, а не качество асфальта и его укладки.
Помогут ли используемые в Башкирии методы профилактики нарушений правил дорожного движения в виде молитв, родительского патруля, недели безопасности и рейтингов, покажет время и статистика. Хочется только надеяться, что трассы республики не останутся без ремонта ради высокой цели - понизить аварийность.
Кстати
С первого июня 2015 года на одежде у пешеходов, идущих вне населенных пунктов по обочине или краю проезжей части, должны быть закреплены светоотражающие элементы (фликеры), благодаря которым человека будет видно в темное время суток. Это требование закрепили изменения в правилах дорожного движения. Штраф за отсутствие фликера составит 500 рублей.
Владимир Нагорный, зам. премьер-министра Правительства РБ:
- В Башкортостане принимаются все меры, чтобы снизить аварийность на дорогах. Мы вкладываем средства в ремонт дорог, строительство новых улиц. За четыре года сумма, выделяемая на эти нужды, увеличилась в полтора раза. Вы можете спросить: "Где эти деньги?", отвечу: дороги у нас стали лучше. Мы смогли обеспечить этой зимой своевременную уборку снега и посыпку дорог песчано-соляной смесью. Продолжаем строить путепроводы, мосты, ограждения и устанавливать системы видеофиксации нарушений ПДД. Но определяющим фактором в ДТП остается поведение водителей и пешеходов.
14 миллиардов рублей в прошлом году направили на ремонт дорог в РБ в 2014 году.