07.04.2015 00:42
    Поделиться

    Эксперт: "Антиофшорный пакет" может осложнить работу многих компаний

    Госдума рассматривает пакет документов, направленных на деофшоризацию экономики. Все законопроекты объединяет посыл государства - всеми доступными способами от экономических ограничений (например, кредитования) до уголовного преследования вернуть российские капиталы домой.

    В ноябре прошлого года в Госдуме в первом чтении были приняты поправки в статью 199 УК РФ об уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов. Речь идет о законопроекте N 599584-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Наряду с ним члены Совета Федерации внесли в Госдуму еще два законопроекта, имеющих четкую направленность на борьбу с офшорами: N 599495-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и N 599561-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (об обязательном раскрытии информации об участниках бюджетного процесса)".

    Следует выделять основные формы противодействия правонарушениям в сфере государственных финансов: это финансовая разведка, финансовый контроль, выявление и раскрытие финансовых преступлений путем совершения оперативно-розыскных мероприятий. Финансовая разведка включает в себя обработку информации о финансово-хозяйственной деятельности резидентов и нерезидентов для того, чтобы выявлять подозрительные финансовые и валютные операции и сделки. Сейчас такими полномочиями в России наделен Росфинмониторинг. Финансовый контроль заключается в проверке финансово-хозяйственной деятельности организаций, которую проводят различные органы государственного финансового контроля. Например, в сфере налогообложения - ФНС, в области контроля за исполнением федерального бюджета - Счетная палата.

    Выявлением и раскрытием финансовых преступлений негласно занимаются оперативные подразделения специальных, уполномоченных государственных органов. У них есть право на "прослушку" телефонных и иных переговоров лиц, которые были заподозрены в причастности к преступлению. Во многих случаях именно по результатам этого оперативно-розыскного мероприятия удавалось доказать умысел на совершение преступления или предварительный сговор отдельных участников преступного уклонения от уплаты налогов. Доказать можно было и причастность конкретных лиц к деятельности той или иной фиктивной организации, используемой в преступной схеме. Эффективным методом являлось также и оперативное внедрение в компанию под видом наемного работника. С его помощью можно произвести документирование многих фактов, например, таких как выплата "серой" зарплаты, либо ведение так называемой двойной бухгалтерии.

    Органы государственного финансового контроля, как и органы финансовой разведки, не наделены полномочиями по проведению оперативно-розыскных мероприятий, а функция выявления финансовых преступлений для них является сопутствующей. В случае выявления признаков преступления эти органы передают материалы в органы предварительного расследования. Официальная статистика свидетельствует о том, что не более 8% налоговых преступлений было выявлено по результатам проверок налоговых органов. Подавляющее же большинство преступлений (около 85%) выявлялось органами внутренних дел, которые были уполномочены проводить оперативно-розыскные действия. И эти статистические показатели оставались устойчивыми на протяжении многих лет.

    Рассматриваемый нами законопроект дополняет статью 199 УК РФ рядом отягчающих обстоятельств. Это уклонение от уплаты налогов с использованием офшорных схем, фирм-"однодневок", сокрытие информации о контролируемых иностранных компаниях или сделках, искажение информации. За такого рода преступления вводятся наказания, соответствующие определенному сроку за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере - до шести лет лишения свободы. Наряду с этим сенаторы предлагают некое неожиданное нововведение: наказание за уклонение от уплаты налогов, совершенное группой лиц по предварительному сговору, наоборот, предлагается смягчить с шести лет до четырех лет лишения свободы.

    Этот законопроект направлен на развитие такого инструмента уголовно-правового применения, как конфискация. Законодатель предлагает конфисковывать орудия преступления, оборудование или иные средства, которые способствовали совершению преступления и принадлежат соответствующим юридическим лицам. При этом определяющим условием будет являться то, что участники или исполнительные органы юридического лица знали или должны были знать об использовании этого имущества в качестве орудия преступления.

    Возможно, эти поправки каким-то образом помогут в борьбе с офшорами на территории России. Безусловно, предлагаемые меры - ограничение доступа иностранных компаний к осуществлению государственных закупок и заказов, ограничение финансовой помощи государства для иностранных компаний, введение конфискации орудий преступления (которым может являться, например, имущество банков), да и сам факт существования "реальной статьи" в УК РФ, которая позволит следователям не ломать голову над квалификацией преступных действий, - в какой-то степени помогут уменьшить уровень оттока финансовой массы из экономики и снизить неприлично большие показатели на определенное количество пунктов.

    Однако есть и другая сторона медали: статья УК РФ в новой редакции порядком осложнит работу многих компаний, ведь она затронет, например, убыточные сделки, которые нельзя оценивать без объективного анализа ситуации на рынке. Также есть основания ожидать осложнений с определением фирмы как "однодневки". Сейчас поводом для этого может послужить простое неполучение запрошенной налоговым органом информации от заинтересованных третьих лиц.

    Конечно, бизнесу лучше отказаться от схем так называемой "оптимизации налогообложения" с активным участием подставных компаний и офшоров для снижения налоговой нагрузки. По нормам, содержащимся в законопроекте, подобные схемы будут приравниваться к уклонению от уплаты налогов и сборов в особо крупном размере. Однако есть опасения, что в связи с принятием "антиофшорного пакета", состоящего из трех законопроектов, Россию ждет отток не только капитала, но и предпринимателей. Ведь законодательство в отношении бизнеса становится только строже, и послаблений не наблюдается, даже несмотря на кризисные явления в экономике.

    Денис Краснов, адвокат, партнер адвокатского бюро "Шабарин и партнеры"

    Поделиться