08.04.2015 20:05
Рубрика: ВЭД

С места в карьер

Санкции подтолкнули Урал и Беларусь к кооперации
Многотонные самосвалы БелАЗ уже в 2016 году вновь начнут комплектовать уральскими дизелями. А болельщики ЧМ-2018, возможно, будут передвигаться по улицам Екатеринбурга на минских газомоторных автобусах. Перспективы локализации производства элементной базы и импортозамещения обсудили в ходе визита на Средний Урал белорусской бизнес-миссии во главе с первым замминистра промышленности республики Геннадием Свидерским. По его словам, экономические санкции, наложенные на Россию, аукнулись всем членам Евразийского экономического союза.

- И вы, и мы раньше были нацелены на то, что все можно купить на мировом рынке. К тому же банковские кредиты стали недоступны промышленному сектору. Думаю, это основная причина снижения товарооборота между Свердловской областью и Беларусью в 2014 году, - подчеркнул Геннадий Свидерский. - Один из рецептов восстановления прежних показателей - кооперация. Средний Урал сохраняет репутацию одного из крупнейших промышленных центров России, а Беларусь осталась "сборочным цехом" бывшего СССР. В трудное время мы как партнеры должны помогать друг другу. Наша задача - зарабатывать каждый на своем рынке и вместе - на рынках третьих стран.

Полгода назад в Минске побывала делегация Свердловской области во главе с губернатором Евгением Куйвашевым, тогда же был анонсирован ряд крупных совместных проектов. В частности, Уральский дизель-моторный завод приступил к разработке линейки двигателей для карьерных самосвалов грузоподъемностью 200-220 тонн. Опытный образец прошел стендовые испытания, в третьем квартале его отправят на БелАЗ, в начале 2016-го начнется промышленная эксплуатация. При положительной реакции белорусской стороны уральцы запустят продукцию в серию. Кроме того, рассматриваются варианты создания двигателей нового поколения для самосвалов 130 и 240 тонн.

Отметим, что когда-то дизели для БелАЗов производили именно в Свердловске, на Турбомоторном заводе, но в 2007 году белорусские партнеры вынуждены были отказаться от уральских двигателей и полностью перейти на импортные. Сегодня екатеринбуржцы вновь готовы соперничать с западными производителями, и, если они сумеют составить им достойную конкуренцию, нашим дизелям дадут "зеленый свет". Перспективы у проекта более чем масштабные, ведь, по словам заместителя главного конструктора БелАЗа Никиты Волоцкого, сегодня на долю предприятия приходится 30 процентов мирового рынка тяжелой карьерной техники и порядка 90 процентов - российского.

Кроме того, к числу перспективных можно отнести строительство завода гидроизоляционных материалов в Гомельской области силами екатеринбургской компании "Пенетрон-Россия", совместные проекты Уралмаша и БелАЗа по производству экскаваторов и узлов для горной техники, УОМЗа и белорусского объединения "Интеграл" по выпуску неонатального оборудования.

Отдельное внимание уделили транспорту на газомоторном топливе, который Беларусь готова поставлять в регион. Так, Минский автозавод подтвердил, что примет участие в конкурсе на поставку 58 автобусов для Екатеринбурга к чемпионату мира по футболу 2018 года. У МАЗа есть опыт побед в подобных тендерах: белорусские автобусы перевозили гостей Олимпиады в Сочи. Екатеринбургу необходимо 180 таких машин, а в целом по региону потребность достигает 500 штук. Уральцы также готовы рассматривать предложения по поставке коммунальной и сельскохозяйственной техники, работающей на природном газе.

Вместе с тем, по мнению председателя Совета главных конструкторов Свердловской области Леонида Шалимова, еще достаточно ниш, не охваченных импортозамещением. Пока многие проекты реализуются не в дополнение, а параллельно друг другу, что приводит к ненужному дублированию. Госпрограммы не развиваются.

- Кооперацией занимаются главным образом сами предприятия, совет делового сотрудничества Урал-Беларусь собирается лишь эпизодически, а нам бы хотелось иметь постоянно действующую площадку, - предлагает он.

Белорусы в долгу не остались: раскритиковали российскую бюрократию и предложили создать мониторинговую группу, включив в нее по три представителя власти от каждой стороны.

- Нужен понятный интерфейс взаимодействия предприятий с использованием административных рычагов, чтобы бизнес оперативно получал ответы на свои вопросы и не утонул в согласованиях. В октябре 2014-го губернатор Свердловской области и вице-премьер Беларуси давали конкретные задания: проработать вопрос организации того или иного производства, составить список товарной номенклатуры для импортозамещения, а предприятия не могут с ними справиться до сих пор, - заметил Геннадий Свидерский.

В ближайшее время будут подготовлены "дорожные карты" по всем направлениям сотрудничества в промышленной сфере. В первую очередь упор сделают на создание совместных предприятий и усиление связей в машиностроении и станкостроении. Свердловская область уже не первый год вынашивает идею создания станкостроительного кластера, но силами одного региона сделать это довольно сложно. Да и зачем изобретать велосипед, если в Беларуси, в отличие от России, эта отрасль процветает? Предполагается, что сразу три среднеуральских предприятия войдут в программу Минпромторга РФ, разместят на своих площадках оборудование холдинга "Белстанкоинструмент" и начнут собирать станки.

Кроме того, предстоит расширить сотрудничество в производстве элементной базы для радиоаппаратуры, локомотивов для Белорусской железной дороги и т.д.