Депутаты предложили уменьшить наказание за отсутствие полиса ОСАГО
12 апреля вступило в силу указание Центробанка, согласно которому базовый тариф на ОСАГО увеличивается на 40-60 процентов. 20 процентов - это некий тарифный коридор, в котором страховые компании могут играть, чтобы либо привлечь себе побольше клиентов, либо сохранить наиболее лояльных их политике.
Также согласно этому указанию в некоторых регионах увеличатся территориальные коэффициенты. Правда, в некоторых они уменьшатся. Увеличение тарифа связано напрямую с довольно резким, возможным, увеличением выплат по ОСАГО. Дело в том что с 1 апреля вступили в силу новые лимиты по жизни и здоровью для автогражданки, а также и новые правила выплат этих денег.
Раньше выплаты по жизни и здоровью производились в том случае, когда расходы на лечение, предусмотренные обязательным медицинским страхованием, не покрывали затрат. Теперь пострадавшие в ДТП будут получать компенсационные выплаты в любом случае. А сколько конкретно, будет зависеть от характера и тяжести травмы. Для этого созданы специальные таблицы расчетов. В них указана конкретная травма и стоимость ее в процентном соотношении к максимальному лимиту выплат. Максимальный лимит выплат для ОСАГО по жизни и здоровью с 1 апреля составляет 500 тысяч рублей. То есть если за перелом пальца положено 5 процентов, то пострадавший получит 25 тысяч рублей.
В связи с таким расчетом выплат по жизни и здоровью страховщики уже дали свои предварительные расчеты по компенсациям. Они исходили из практики, сложившейся в области обязательного страхования перевозчиков и опасных объектов. Таблицы травм взяты именно оттуда, только с одной существенной поправкой: там максимальная выплата - 2 миллиона рублей. Так вот, если полученные оттуда данные поделить на четыре, то средняя выплата по жизни и здоровью в ОСАГО перевалит за 160 тысяч рублей. На сегодняшний день она была на уровне 35 тысяч. Также возрастет количество обращений. Если раньше за этими выплатами обращались менее одного процента пострадавших, то сейчас, даже по скромным подсчетам, количество обратившихся вырастет до 25 процентов.
Но кого волнует чужое горе. Автомобилистов больше интересуют другие цифры: сколько им придется теперь платить за ОСАГО. Особенно это беспокоит тех, кто не совершал, не обращался, а только исправно платил. Для них разница в стоимости полиса составит, согласно заверениям страховщиков, не более 600-700 рублей.
Значительно больнее это повышение тарифа отразится на стоимости ОСАГО для тех, кто попадал в аварию. Рассмотрим на примере. Возьмем водителя Ford Focus старше 22 лет со стажем управления более 10 лет. Если он проживает в Москве или Казани, ему придется доплатить за новый полис 1904 рубля. А если в Таганроге, то 950 рублей.
Но самыми невезучими оказались молодые водители. Тем, кто еще не достиг возраста 22 лет, стаж которых ниже трех лет и они уже владеют автомобилем мощностью от 100 до 120 л.с. (например тот же самый Ford Focus), придется прибавить к стоимости полиса почти 4300 рублей.
А сегодня утром - новое событие. Депутаты внесли в Госдуму законопроект, который должен смягчить наказание водителя за отсутствие у него полиса ОСАГО. Для тех, кто просто забыл его дома, - до простого предупреждения, а для тех, кто им не обзавелся, до штрафа в 500 рублей. На сегодняшний день штраф за это нарушение составляет 800 рублей.
По словам одного из авторов законопроекта, председателя думского Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослава Нилова, водители зачастую вынуждены оговорить себя и заявить, что полиса ОСАГО у них нет, хотя это не соответствует действительности. Подобное происходит, если автомобиль (а именно в машине многие хранят свой полис) увезен на штрафстоянку эвакуатором. Оформить документы на выдачу авто без полиса невозможно! Чтобы не тратить время и не ездить на штрафстоянку два раза, проще "признать", что полиса якобы нет, а это означает - получить еще один штраф.
Впрочем, эксперты сомневаются в том, что законопроект получит одобрение. Если водитель совершит аварию будучи незастрахованным, он тем самым нарушит права пострадавшего, который имеет право на получение компенсации. А получать эту компенсацию в гражданском порядке сложнее, чем от страховой компании. В то же время, как считают эксперты, необходимо навести порядок с эвакуацией машин и их возвратом. И лучший вариант - установить единые правила игры на этом рынке, утвержденные правительством.