Дальше в рейтинге жалоб идет качество коммунальных услуг, неудовлетворительное состояние многоквартирных домов и дворовых территорий, проблемы с приборами учета, аварийное и ветхое жилье, бездействие уполномоченных органов, непростые взаимоотношения собственников и управляющих организаций, "двойные квитанции", фальсифицированные решения общего собрания и так далее. Всего операторы организации приняли 7685 обращений из 71 региона России.
"Уверенно лидирует тема непрозрачности платежей за жилищно-коммунальные услуги, - рассказала исполнительный директор "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева. - Люди не понимают, как производятся начисления". В большей степени, кстати, это касается и счетов за жилищные услуги, то есть за ремонт и содержание многоквартирного дома.
Сразу стоит пояснить, что жилищно-коммунальные счета состоят из двух частей. Если плату за коммунальные услуги сегодня регулирует государство, то тарифы за жилищные услуги определяются жильцами на общем собрании по согласованию с управляющей компанией. Но так как многие жильцы предпочитают игнорировать такие мероприятия, ушлые управдомы нередко взвинчивают цены на ремонт и содержание, говорят эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ).
В связи с этим они предлагают ограничить рост тарифов на эти услуги уровнем инфляции, как это сейчас сделано с ценами на коммунальные услуги - свет, воду и газ.
Напомним, что долгосрочное ограничение роста платы граждан за коммунальные услуги действует в нашей стране с прошлого года. По закону правительство устанавливает уровень платы в среднем по субъекту Федерации. А глава региона на основании этого решения устанавливает предельный процент роста по муниципальным образованиям. И это сработало: по данным Федеральной службы по тарифам, в прошлом году плата за свет, газ, тепло и воду росла даже медленнее, чем это было запланировано.
Так, в среднем по РФ при планируемом изменении платы граждан за коммунальные услуги с июля 2014 года в размере 4,2% фактическое изменение составило 3,8%.
Остановили рост платы за свет, воду, газ и тепло, необходимо "тормознуть" счета и за содержание дома, считают в ОНФ, добавляя, что нерегулируемость этих тарифов - одна из основных проблем роста задолженности, которую уже нельзя остановить увеличением штрафов.
"Очевидно, что граждане становятся должниками по причине невозможности платить за ЖКУ по мере роста их стоимости. Количество тех, чьи доходы ниже прожиточного минимума, на протяжении многих лет сильно не меняется: в 2014 году их насчитывалось 9,1% от населения страны (13 млн человек), а удельный вес задолженности в сумме начисленных платежей за жилье не превышает 7%", - отметил директор центра независимого мониторинга исполнения указов президента ОНФ "Народная экспертиза" Николай Николаев.
Задолженность за ЖКХ с 2006 года выросла в три раза, это уже 130 млрд рублей (а по экспертным оценкам, превысила 190 млрд), причем выросла прямо пропорционально росту стоимости услуг, добавил он.
Между тем в Минстрое не считают эту идею удачной. "Официальные данные Росстата говорят о том, что рост платы за ремонт и содержание дома и так растет в пределах инфляции, - заявил в беседе с корреспондентом "РГ" замминистра строительства и ЖКХ России Андрей Чибис. - Потому говорить об ограничении тарифов на федеральном уровне нет никакого смысла".
"Кроме того, решение о размере платы за жилищные услуги у нас сегодня принимают собственники, - напомнил он. - А если жильцы по каким-либо причинам не приняли это решение, то управляющие компании используют ставку, установленную для содержания муниципального жилья. Увеличивать плату самостоятельно управдомы не имеют права".
Что касается муниципальных тарифов на содержание и ремонт, то в ближайшее время эксперты Минстроя планируют установить на федеральном уровне методологию расчета размера этой платы.
Между тем, как пояснили в "ЖКХ Контроль", граждан волнует не только плата за жилищные услуги. "Серьезное беспокойство граждан продолжают вызывать начисления за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды, - пояснила Светлана Разворотнева. - По этому вопросу в общественные приемные обращается каждый десятый. Несмотря на то что постановлением правительства большинство субъектов ввело ограничения на величину платы за ОДН, остроту проблемы это не сняло". С каждой из таких жалоб эксперты организации разбираются сейчас отдельно.
И, кстати, совсем необязательно писать письма с жалобами. В большинстве случаев вопросы начисления платы решаются после одного разговора с управдомом. Ведь по закону управляющие компании по требованию жильцов обязаны перепроверить цифры и в течение трех рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления.
Кстати
Каждый гражданин РФ, чей коммунальный платеж превышает сегодня 22% от совокупного дохода, имеет право на соцподдержку в виде субсидии на оплату услуг ЖКХ. Льготные категории граждан получают социальную скидку в 50% от коммунального платежа.