Проект создания контейнера нового поколения реализуется в рамках "дорожной карты" "Развитие отрасли производства композитных материалов", однако на перспективу его задачи намного шире. Сейчас в России практически нет производства грузовых контейнеров. Для "Абаканвагонмаша" в Хакасии это направление деятельности фактически побочное, а заявленная мощность завода "Балтийский контейнер" в Петербурге составляет всего 1800 офшорных контейнеров в год. Для сравнения: китайская компания SIMS ежегодно изготавливает более двух миллионов TEU (Twenty-foot Equivalent Unit - единица измерения, равная объему, занимаемому стандартным 20-футовым контейнером). Конкурировать с такими объемами производства нам пока не под силу, поэтому разработчики пошли по принципиально иному пути.
По объему и габаритам, весу, наличию конструктивных элементов контейнер из композитных материалов полностью соответствует металлическим, которые эксплуатируются сейчас по всему миру, и представляет собой металлическую раму с закрепленной в ней цистерной. Главное отличие прорывной российской разработки - материал, из которого изготовлен сосуд для транспортировки. В настоящее время жидкие продукты, в том числе агрессивные, перевозят в цистернах из нержавеющей стали, однако проблема такого способа - внутренняя коррозия сосудов. До последнего времени ее решали с помощью специального покрытия, устойчивого к воздействию агрессивных веществ, теперь - с использованием композитов - без него можно обойтись.
Еще одно преимущество российских контейнеров нового поколения - универсальность в транспортировке. По всем параметрам они соответствуют 20-футовым морским контейнерам и могут использоваться в течение всей цепочки доставки "от двери до двери": автомобильным, железнодорожным и морским транспортом. Отсутствие необходимости перелива продукта из емкости в емкость снижает не только потери при транспортировке, но и ее среднюю себестоимость, поскольку контейнеры из композитных материалов не требуют обустройства дорогостоящих терминалов слива-налива и позволяют осуществлять доставку "от двери до двери", в том числе розничным или мелкооптовым покупателям.
- Россия не является лидером на рынке мультимодальных перевозок, поэтому необходимо собственное техническое решение, которое позволило бы нам продвинуться, - пояснил директор центра композиционных материалов Сколковского института науки и технологий Андрей Ушаков. - Широкое освоение Северного морского пути, Транссибирской магистрали, новые способы переработки нефти и газа с получением химически агрессивных конечных продуктов - вот вызовы и драйверы, которые определили подход к разработке новых научно-технических решений.
Одновременно уникальность проекта, не имеющего аналогов в мире, создает существенные трудности для его продвижения и закрепления на рынке. По словам разработчиков, опытные образцы уже прошли предварительные испытания, с 2016 года может начаться эксплуатация композитных контейнеров внутри страны, а с 2018-го возможен выход на международные рынки. Как рассказал генеральный конструктор "Уралкриомаша" Олег Черемных, в рамках эксперимента уже даже попробовали транспортировать в композитных контейнерах сжиженный природный газ (СПГ) в Швецию, задействовав автомобильный, железнодорожный и морской транспорт. Однако для массовой эксплуатации есть существенное препятствие: в международных нормативах и требованиях композитные материалы не указаны как возможный материал для производства сосудов для транспортировки грузов. Это означает, что такие емкости нельзя использовать в международных водах или для перевозки иностранными судами.
- Для контейнеров из композитных материалов нет правил по морским перевозкам опасных грузов, - пояснил начальник отдела по техническому наблюдению за контейнерами ФАУ "Российский морской регистр судоходства" Александр Фетисов. - Нам нужно самим их разработать и предложить мировому сообществу.
В изменении соответствующих нормативных документов разработчики видят одну из главных проблем, поскольку здесь будет играть роль как экономический фактор (усиление конкурентного положения России на рынке производства контейнеров и в секторе перевозок), так и геополитический. Поэтому, хотя сейчас партнеры компании - производителя контейнеров пока не подпадают под санкции против России, однако этот вопрос все равно находится на контроле. Примерно 70% стеклонаполнителя для производства сосудов уже готовы поставлять российские производители. По словам Ушакова, "со смолами похуже, но мы надеемся, что спрос спровоцирует появление подобных материалов".