07.04.2015 00:44
    Поделиться

    Эксперт: Медиаменеджерам стоит сделать ставку на инновационные проекты

    Развитие Интернета в начале XXI века породило бурные дискуссии о смерти печатной прессы. Да и российская информационная повестка в последние месяцы вызывает серьезные опасения по поводу будущего печати. По данным замглавы минкомсвязи Алексея Волина, объем рекламных средств, размещенных в отечественных СМИ, в долларовом выражении сократился вдвое. Нерадивые производители бумаги поднимают стоимость своего продукта для издательских домов на 50%. И если в кризис 2008 года в России приостановили свою работу более 200 изданий, то теперь без работы в стране может остаться уже каждый пятый журналист.

    Лично я стараюсь оставаться оптимистом и верить, что бумажные СМИ не умрут. Все же тактильных ощущений от бумажных страниц не заменить ничем. Не говоря уже о том, что локальные сложности, с которыми российская пресса столкнулась сегодня, вполне преодолимы. Но и пытаться отрицать грядущий успех новых медиа в борьбе за умы - по меньшей мере, легкомысленно.

    Ирония в том, что вслед за интернет-революцией в мире успел произойти еще один переворот, не до конца отрефлектированный широкой аудиторией. Его совершил беспроводной Интернет, чьи темпы развития сегодня бьют все возможные рекорды. Современный веб - это уже не компьютер с клавиатурой и монитором, а мобильное устройство 4G, которое позволяет получать любую интересующую тебя информацию прямо "из воздуха". И, по прогнозам обычно не ошибающихся специалистов консалтинговой компании J son & Partners, уже к 2018 году развитие высокоскоростных мобильных сетей, снижение тарифов и удешевление технологий приведут к тому, что интернет-серфинг будет происходить в основном на смартфонах и планшетах.

    Почему это так важно для медиаиндустрии? В первую очередь потому, что это принципиально новая модель коммуникации, основанная на возможности активного участия пользователя в создании и распространении контента. Как бы ни старались традиционные радио, телевидение и печать, ничего похожего в их арсенале нет. И это значит, что по мере своего развития новый канал коммуникации и новые медиа будут играть все большую и большую роль в нашей жизни.

    Об этом же свидетельствует королева наук - статистика. По данным J son & Partners, за 2014 год доля мобильной рекламы в России составила 6%. Это немного по сравнению с США, где соответствующая цифра превысила 30%. Но не так уж и мало, если учесть, что в 2012 году эта доля в нашей стране составляла 2%. Сегодня новые медиа - самая быстроразвивающаяся сфера российской экономики. Оборот Рунета составляет 4,6% от ВВП России, а по темпам роста обгоняет экономику страны почти в три раза.

    Одним из главных преимуществ новых медиа являются сравнительно невысокие затраты на первоначальном этапе. По сравнению с теми же самыми СМИ здесь не нужно тратиться на дорогостоящую бумажную печать и сеть дистрибуции. Достаточно лишь придумать и смоделировать интересный и удобный сайт. При этом на период тестирования продукта запустить его можно на бесплатной платформе.

    Вместе с тем, как и любая другая сфера, новые медиа таят немало подводных камней. В первую очередь - это технические сложности, с которыми приходится сталкиваться при запуске digital-проектов. Уже на этапе подготовки вы должны понимать, на какие устройства (планшеты, смартфоны или компьютеры) рассчитан ваш проект, какое программное обеспечение вы намерены использовать, как вы будете обеспечивать безопасность данных и защиту контента. Если всего этого не предусмотреть, вас ожидает масса неприятных сюрпризов - от перегруженных серверов до багов в верстке.

    Вторая серьезная проблема - это вопрос окупаемости. Цифровые продукты издательских домов уже давно нарастили себе аудиторию, о которой бумага может только мечтать. Но возместить сокращение рекламных доходов от печатной версии за счет монетизации цифровой аудитории удается далеко не всегда.

    Не стоит забывать и того, что по мере развития проект требует все больше и больше оригинального контента, что, в свою очередь, обернется ростом затрат на авторов, которые его производят. Ведь именно качественное содержание является главным условием привлечения внимания к вам, а не к вашим конкурентам.

    И, наконец, отдельное внимание нужно уделить подготовке сотрудников. Практика показала, что отдельные "интернет-департаменты" на телеканалах и в издательских домах неэффективны. В освоении цифрового рынка гораздо успешнее оказывается переход на принцип конвергентности всей редакции, как это было сделано в New York Times. Сегодня, если ты хочешь быть успешным издателем, тебе необходимо знать специфику работы во всех средах и уметь предложить пользователю свой медиапродукт в привычном ему коммуникационном поле.

    Судя по моему опыту, один из главных врагов в развитии проекта - это страх, что может что-то не получиться. Что в кризис идея никого не привлечет, и вы не сможете обеспечить инвестиции. Но именно в кризис настоящий предприниматель начинает инвестировать, понимая, что перед ним открываются широчайшие возможности. Каждый кризис подстегивает интеллектуальную мысль, давая рождение новым проектам.

    Бесспорно, создание нового медиа потребует немало сил и энергии. Но хорошая новость заключается в том, что сегодня у многих есть уникальный шанс занять перспективную нишу первыми. Настоящих профессионалов в digital-media катастрофически не хватает как в России, так и за границей. И это делает их одними из самых востребованных и высокооплачиваемых специалистов в мире.

    Ксения Ильина, генеральный директор Школы новых медиа НИУ ВШЭ

    Поделиться