Почему муниципалам Ленобласти не хватило денег на ремонт дорог
В этом году муниципалитеты Ленобласти получат на ремонт дорог 660 миллионов рублей. Из них 450 миллионов пойдут на капитальный ремонт, на приведение в порядок дворовых территорий и подъездов к многоквартирным домам выделено 70 миллионов. Еще 140 миллионов пойдут на подъездные пути к социально значимым объектам.
По правилам каждое муниципальное образование должно оформить весь пакет документов на ремонт своей дороги. То есть нужно провести конкурс, определить подрядную организацию, проконтролировать ход работ, получить исполнительную документацию. Каждое МО занимается этой работой отдельно. И подрядчики тоже в каждом районе свои. Это затрудняет контроль.
Конечно, бывают проверки. И нарушения выявляются колоссальные. Например, как сообщает прокуратура Ленобласти, в прошлом году во Всеволожском районе муниципалитет перечислил подрядчику деньги без всяких документов, подтверждающих тот факт, что ремонт дороги вообще происходил. Прокурорская проверка показала, что дорогу подрядчик все-таки отремонтировал, но сделал это плохо, и ущерб бюджету составил 3,5 миллиона рублей. В Выборгском районе подрядчик положил асфальт слишком тонким слоем, так что скоро дорогу придется латать снова. Бюджет потерял 3,4 миллиона. Похожие факты вскрылись в Волховском, Гатчинском, Кингисеппском, Кировском, Приозерском и Тосненском районах. Общие потери бюджета 75 миллионов рублей.
И это результаты не тотального мониторинга, а выборочных проверок. Провести полный аудит всех 196 МО одновременно практически невозможно.
Какому муниципалитету сколько выделить денег, решают региональные власти, исходя из площади дорожной сети. Но и сами руководители органов МСУ активно пишут заявки. Естественно, запрашиваемая сумма всегда выше выделяемой. Так, в комитет по дорожному хозяйству Ленобласти подано заявок на ремонт на сумму более 2,5 миллиарда рублей.
В принципе, местная власть сама, никого не спрашивая, может отремонтировать те дороги, которые хочет. Если найдет деньги. Но по факту доля муниципального бюджета в ремонте местных дорог не превышает 9-10 процентов.
Председатель комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области Михаил Козьминых уверен, что главная причина такой ситуации - практика, сложившаяся в регионе, когда муниципалитеты, помимо запланированных средств, в течение года получают дополнительные деньги на ремонт дорог. Решение о выделении средств принимается в отношении уж совсем непригодных дорог, на которые активно жалуются автолюбители и представители общественных организаций.
- Муниципалитетам эта программа, безусловно, нравится. Потому что не надо заниматься поиском финансирования, можно подождать, пока региональная власть даст денег. Все понимают силу общественных организаций, и муниципальные власти зачастую открыто поддерживают движения, которые формируют петиции и иные формы документов, призывающих к внеплановому ремонту дороги. В то же время изыскать средства на ремонт дороги можно за счет налога на имущество. Но, к сожалению, такой работы практически не проводится, - утверждает Козьминых.
Общая протяженность дорог местного значения в Ленобласти составляет 11 тысяч километров. Чисто теоретически их могло бы быть и больше. Так, из 9,6 тысячи километров дорог, находящихся на балансе регионального бюджета, по меньшей мере 3,5 тысячи километров фактически выполняют функцию муниципальных. Но пока о возврате этих объектов органам местного самоуправления речи не идет.
Не подпадают под муниципальные дороги и подъезды к садоводствам. Дело в том, что муниципалитет может взять на баланс дорогу к населенному пункту - селу, деревне, поселку. Садовое товарищество таковым не является, даже если люди там живут круглый год. В принципе, объявить его населенным пунктом можно. Но тогда изменится и статус дачников, придется создавать и социальную инфраструктуру. Применительно к дорожному хозяйству это означает, что придется строить и содержать в порядке подъездные пути. Как правило, дороги к садоводствам уже есть. Они построены силами самих дачников, и состояние таких подъездных путей зачастую не выдерживает никакой критики. Но у садоводств просто нет возможности обновлять дорогу раз в три - шесть лет, как это предусмотрено СНиПами.
С такими же проблемами сталкиваются муниципалитеты по всей стране. Но Ленобласти не везет особенно. В прошлом году дороги региона были признаны самыми плохими в стране. В этом году в рейтинге безопасности дорог у Ленобласти третье место. С конца. И выбоины с колдобинами встречаются на всех трассах - и региональных, и федеральных, и муниципальных. У Ленобласти есть две важные региональные особенности. Первая - климатическая. Чем больше перепадов температур зимой, тем быстрее разрушается асфальт. То есть в южных регионах, где зимой плюсовая температура, и в областях с резко континентальным климатом дороги разрушаются не так сильно, как в Ленобласти, когда за одни сутки столбик термометра раз десять то поднимается до плюс пяти, то опускается до минус пяти.
Вторая проблема - пропускная способность. Дороги Ленобласти испытывают регулярные перегрузки, и количество машин только растет. Например, в 2002 году по дороге Выборг - Светогорск проезжало две тысячи машин в сутки, а теперь - 18 тысяч. Похожая ситуация наблюдается на других трассах возле пограничных пунктов. На границах Петербурга на интенсивности движения сказывается жилищное строительство. Зачастую застройщики ограничиваются только возведением зданий, а уличная сеть остается прежней. В итоге новые нагрузки. Аналогичные проблемы характерны и для Московской области. Она вообще занимает последнее место в рейтинге.
К 2020 году власти Ленобласти планируют привести в нормативное состояние большую часть дорог, как региональных, так и муниципальных. Поэтому даже в нынешний сложный год бюджет на ремонт дорожного фонда не только не сокращен, но к имеющейся сумме в 10,7 миллиарда добавлен еще один миллиард. Также власти региона собираются создать портал, куда пользователи могли бы жаловаться на качество дорог. А при ремонте дорог муниципального значения власти предлагают на каждый район выбирать одного подрядчика, что позволит хоть как-то отслеживать, куда идут бюджетные деньги.